• 20 мая
  • Читать 23 мин.
  • 18.99k

Йога и православие - различие или единство?

Игорь Будников
Автор проекта WelcomeBackHome
Основатель Академии WelcomeBackHome, автор тренингов по саморазвитию и медитации, преподаватель йоги и пранаямы
Подпишись на нас чтобы не пропустить полезные материалы

Оформи подписку, заполнив форму ниже

В
о втором выпуске цикла постов о йоге затронем следующие вопросы:

Что же такое йога? Что и с чем она соединяет?

Является ли йога религией?

Какие есть виды йоги и в чем их особенности?

И вопрос, который мне часто задают - как сочетаются йога и православие?

0
20

На кассе в одном магазине здоровой еды в Убуде на Бали, где мы прожили полтора месяца, лежат вот такие вот открытки, рекламирующие одну из местных школ йоги:

Как тебе?

Мне созвучен их посыл, так как он отражает мое понимание йоги.

Ведь само слово “йога” буквально так и переводится – “со-единять”.

В прошлый раз мы начали говорить о йоге и сегодня я предлагаю продолжить эту тему и рассмотреть такие вопросы:

  • Что же такое йога? Что и с чем она соединяет?
  • Является ли йога религией?
  • Какие есть виды йоги и в чем их особенности?
  • И вопрос, который мне часто задают – как сочетаются йога и православие?
Этот пост – продолжение цикла постов о йоге. Если ты пропустил первый выпуск, то прочитай сначала его.

Глава 4: Что такое йога?

Если ты помнишь, в прошлом посте мы начали разбирать Катха Упанишаду – древнее ведическое писание, где мы встречаем первое упоминание о йоге.

Мы тогда остановились на самом интересном моменте – я напомню: Начикетас все таки добился от Царя смерти исполнения своего третьего желания – ответ на свой вопрос: “есть ли жизнь после смерти?”

В ответ на этот вопрос Царь смерти лаконично излагает Начикетасу самую суть Вед. Концепции, упомянутые в Катха Упанишаде, получат дальнейшее развитие в более поздних писаниях. Многие из этих концепций – такие как карма, перерождение, освобождение – уверен, ты раньше слышал.

Здесь ты можешь спросить: “Зачем нам так подробно углубляться в разбор каких-то индуистских концепций из пыльных книг, мы же говорим о йоге?”

Дело в том, что нам нужно получить хотя бы общее и поверхностное представление о той философской школе, в рамках которой возникла и развивалась йога, иначе наш дальнейший разговор о йоге будет вырван из культурного контекста. Так что потерпи еще маленько, дальше поговорим о более занимательных вещах.

Итак, Царь смерти раскрывает Начикетасу тайну Атмана. Атман – это одно из центральных понятий индийской философии, этот термин используется для описания высшего Я человека и всех живых существ. Грубо говоря, Атман – это то, что у нас называют Душой.

Вот как его описывает Ямарадж:

“Разумное “Я” не рождается и не умирает. Оно ни из чего не возникало и ничто не возникало из Него. Нерождённое, неизмеримо древнее и вечно новое, неразрушимое; именно Оно остаётся, когда тело разрушается. Когда убийца думает, что он убивает, а убитый думает, что умирает – оба они не знают истины: Вечное в человеке не может убивать; Вечное в человеке не может быть убито. В сердце каждого человека находится его истинное “Я”. Именно Его называют “Атман”. Он меньше малейшего атома; Он больше всего сущего. Только тот, кто отрешился от желаний и достиг безмятежности, видит славу Атмана в самом себе и становится свободным от скорби. Когда приходит осознание Атмана, человек спасается от челюстей Смерти.”

Итак, Царь смерти дает нам ключ, позволяющий выйти из квеста под названием “человеческая жизнь: карусель рождений и смерти”:

“Когда приходит осознание Атмана, человек спасается от челюстей Смерти”

Задача ясна – познать Атман, познать свое истинное Я, свою природу.

Царь смерти также дает нам грозное предупреждение, которое действует отрезвляюще на разумного человека:

“Если человек за время жизни своего физического тела не познал Брахмана (читай: Бога), ему придётся снова рождаться в мире воплощённых созданий.”

Когда на лекции по йоге я спрашиваю у ребят, кому хотелось бы родиться еще раз, многие поднимают руку.

И ведь действительно, несмотря на все сложности и проблемы человеческого существования, в жизни же столько красоты и радости, столько еще неизведанного, столько хочется попробовать – за одну эту жизнь всего не успеть! Конечно, было бы здорово прожить жизнь еще раз, кто спорит…

Однако правда в том, что у нас нет выбора.

Мы будем вынуждены рождаться вновь и вновь – нас никто не спросит, хотим ли мы этого или нет. Также как не спрашивали и в этот раз – перед нашим рождением в текущее тело. Или у вас спрашивали, хотите ли вы обратно на Землю?

Рано или поздно Марио начинает задумываться о смысле той игры, в которую он вынужден играть вновь и вновь. Ему уже чертовски надоело собирать золотые монеты, убивать черепах и спасать принцессу, но тут выясняется, что у него нет выбора – после очередного “Game Over” игра начнется заново… Без вариантов…

Поворотный момент в сюжете наступает, когда Марио начинает искать выход из игры. С этого и начинается йога.

Так КАК же познать Атман, как познать свое истинное Я?

Мы не находим четкой инструкции в словах Царя смерти, лишь некоторое общее понимание, в какую сторону нам надо двигаться:

“Господь устроил так, что наши чувства обращены наружу. Поэтому мы воспринимаем мир вокруг нас и не обращаем внимания на Дух внутри. Мудрый, желая бессмертия, смотрит внутрь себя и обнаруживает там вечный Атман. Глупцы следуют внешним желаниям и попадают в расставленные повсюду сети смерти. Но мудрые, познав бессмертный Атман внутри себя, ни о чем не просят у этого мира.”

Знакомо, не так ли?

Наш взгляд обращен вовне. Нас привлекает мишура внешнего мира, наши желания направлены на объекты внешнего мира, наши помыслы – о достижении материальных ценностей.

И на самом деле, в этом нет проблемы. Просто надо иметь в виду слова Царя смерти:

«Глупцы следуют внешним желаниям и попадают в расставленные повсюду сети смерти»

Так как же познать Атман?

“Никто не сможет постичь свое истинное “Я”, пока не откажется от дурного поведения; пока не откажется от соблазна чувств; пока не сосредоточит и успокоит свой ум.”

И вот здесь мы, наконец, встречаем первое упоминание о йоге:

“Когда усмирены пять чувств, когда усмирён ум, когда усмирён интеллект – мудрые называют это “высшим состоянием”. Йога и есть этот совершенный покой. В нём человек приходит к единству.

Итак, контекст понятия “йога” теперь становится яснее.

Есть квест, играть в который можно бесконечно, пока не надоест.

Однако когда Марио все таки решит выйти из игры, когда заблудившиеся экстремальные путешественники решат все таки вернуться домой из дикой Эфиопии, есть путь, который и называют йогой.

Йога – это путь домой.

Авторский курс
Первые шаги в йоге

Через расслабление и наполнение — к раскрытию женственности, принятию своего тела, уверенности в себе и внутреннему магнетизму, который «срывает» головы мужчинам.

Все курсы

Глава 6: Это группа для начинающих?

Обычно на вопрос, как человек начал заниматься йогой, я слышу в ответ слово “случайно“. Ну там, подруга позвала сходить, или школа открылась рядом с домом, или еще что-то в этом духе – обычная история.

Я сам попал в йогу «случайно» – пришел с девушкой из любопытства – за компанию. С тех пор прошло уже больше 10 лет и конечно, сейчас я уже вижу, что встреча с йогой не была случайностью в моей жизни.

Примечательно, что согласно писаниям человек не может просто так “случайно” увлечься йогой. Это исключено. Право узнать о йоге и возможность практиковать надо заслужить своей кармой.

В Бхагавад-Гите – важнейшем писании о йоге – мы находим подтверждение этих слов, которое весьма вдохновляет практикующих.

Арджуна спрашивает у Кришны: “что будет, если в этой жизни я не достигну совершенства в йоге (=читай «не достигну цели жизни»)? Означает ли это, что все усилия были тщетны?”

(Тут надо пояснить, что Кришна – это один из Аватаров Бога, наравне с Иисусом Христом, Буддой, пророком Мухаммедом и другими Аватарами, которые время от времени воплощаются на Земле для поддержания порядка.)

На что Кришна его успокаивает, отвечая, что если в этой жизни человек сделает хоть один шаг в йоге, его жизнь уже не прожита напрасно. В следующей жизни такой человек получит благоприятное рождение, которое позволит ему вновь продолжить путь самосовершенствования – он сможет получить доступ к знаниям, встретит учителя и т.д.

Так что многие из нас уже давно (много жизней) идут по пути йоги, даже если они только на днях записались в группу для начинающих.

Любопытен вопрос, как же тогда происходит самое первое знакомство человека с йогой, раз в этой жизни мы можем лишь продолжить начатый ранее путь?

Конечно, я не могу знать точного ответа, но смею предположить, что первое знакомство с йогой происходит при накоплении человеком критической массы хорошей кармы – как результат благочестивых поступков, пожертвований, бескорыстного служения либо по милости Бога.

Самскары

Как вообще работает этот механизм? Что приводит нас к возобновлению практики в этой жизни?

Продолжать путь йоги нас заставляют самскары.

Самскары – это глубокие отпечатки в нашей судьбе. Борозды, образуемые переплетениями разнообразной кармы. Именно эти борозды определяют направление, в котором развивается жизнь человека.

И кстати говоря, натальная карта в астрологии – это и есть слепок кармы на момент очередного воплощения души в человеческом теле. Астрологи видят эти кармические «борозды» по расположению планет в момент рождения человека и это дает им возможность увидеть вектор и траекторию жизни человека, намеченные пунктирной линией. Почему пунктиром? Потому что в нашей власти изменить свою судьбу. Подробнее об этом я писал здесь.

Но мы отвлеклись, вернемся к самскарам.

Самскары могут быть самые разные. Например, у алкоголиков и наркоманов сильны деструктивные самскары, которые толкают их на деградацию и саморазрушение. Не то чтобы толкают, просто у них есть кармическая склонность к такому поведению.

У йогов же сильны йогические самскары, которые призваны вернуть человека на путь йоги. Конечно, сам человек при этом не подозревает, что записаться на йогу его побудили его йогические самскары, ему кажется, что это произошло случайно.

Когда такие йогические самскары особенно сильны, человек рождается в семье йогов и уже с ранних лет продолжает путь.

Однако, как правило, у человека карма смешанная, поэтому по жизни нас часто “болтает” туда-сюда – из одной крайности в другую: то мы начинаем усердно практиковать, то стрелка маятника качается в другую сторону и мы временно уходим с пути – с головой погружаемся в зарабатывание денег, предаемся соблазнам и порокам. Спустя какое-то время мы можем вновь почувствовать внутренний зов и с удвоенным энтузиазмом возвращаемся к практике.

Кармический менеджмент

Здесь кратко затрону интересную тему – как мы можем сознательно управлять своей судьбой?

По сути, самскары – это кармические семена, которые всходят по мере того, как появляются подходящие условия, чтобы они проросли, пустили корни и окрепли.

Однако нам не обязательно ждать, пока все семена в нашем кармическом мешке прорастут – своим внутренним огнем, разжигаемым регулярной практикой, мы можем “прокаливать” семена до хрустящей корочки, тем самым контролируя и регулируя процесс манифестации кармы.

Но об этом подробнее поговорим в одном из следующих выпусков.

Глава 7: Виды йоги

Итак, мы продолжаем знакомиться с вечной мудростью Бхагавад-Гиты, важнейшего писания по йоге. Если Вы еще не читали эту книгу, то я Вам по-хорошему завидую – впереди Вас ждет много открытий. В конце этого поста Вы можете скачать текст книги в лучшем переводе.

В Бхагавад-Гите Кришна рассказывает Арджуне, какие бывают пути самосовершенствования (=виды йоги).

Здесь важно хорошо уяснить, что каждый из этих путей ведет к одной вершине, но разными тропинками. Поэтому ни один из предложенных путей не хуже и не лучше другого.

Всего в Бхагавад-Гите упоминается четыре вида йоги: Карма, Бхакти, Джняна и Раджа йога.

Давай кратко разберем каждый из них.

Я мог бы написать сложно и высокопарно, но моя задача – объяснить сложные вещи доступным и простым языком, поэтому я снова возьму Марио в качестве примера.

карма йога

Представь, что Марио продолжает делать все то же самое, что и обычно – бегает, прыгает, собирает золотые монеты – но теперь ему абсолютно все равно, каким будет результат его действий. Он перестал смотреть на свой счет, ему даже не важно, удастся ли ему спасти принцессу. Он просто делает то, что должен делать в этой игре (=этой жизни), делает это качественно и посвящает плоды своих действий разработчику игры (=Богу).

Так, сами его действия становятся духовной практикой. Он не привязан к плодам своих действий. Из процесса делания пропадает “Я” – делающий и остается лишь делание.

Сознание Марио со-единяется с разработчиком игры, хоть на внешнем плане его тело сантехника все еще продолжает совершать действия, его сознание остается чистым и свободным от желаний. Его физическое тело как кукла на нитках танцует под музыку трех гун материальной природы, но он уже не отождествлен ни с ними, ни с действиями своего тела. После очередного “Game Over” он уже не вернется в игру.

бхакти йога

Марио начинает догадываться, что за этой игрой стоит личность разработчика. Именно он создал эту игру, а также самого персонажа Марио, поэтому весьма логично, что именно он (разработчик) и на самом деле, только он – сможет помочь ему выбраться отсюда.
Марио осознает, что все его телодвижения тщетны – он все больше запутывается в паутине кармы. Поэтому лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к разработчику игры.

В искренней молитве он просит разработчика прийти к нему на помощь и спасти его из этой нелепой и жестокой игры. Его любовь к разработчику все крепнет, он посвящает ему стихи и поет песни о своей любви. Сердце разработчика тронуто – пару мелких правок в коде – и вуаля, Марио на свободе – соединяется в экстазе со своим Возлюбленным.

джняна йога

Марио понимает, что игра, в которой он застрял, подчинена определенным законам. Разработчик написал код, прописывающий каждую деталь игры.

Марио умный. Он понимает, что вся эта беготня за черепахами – просто трата времени. Он верит, что если хорошо разобраться в программировании, то ему удастся найти лазейку в коде, с помощью которой у него получится выбраться наружу. Днями напролет он штудирует учебники и изучает код. Он все лучше понимает, как устроена игра. После многолетнего упорного изучения он находит единственную лазейку в коде: оказывается, он сам и был разработчиком игры! Осознав это, он тут же выходит из игры.

раджа йога

Марио понимает, что попал в эту нелепую игру по своей неосознанности. И есть только один способ из нее выйти: работать над собой и своим сознанием.

Надо стать бдительным и осознанным, успокоить свой ум и усмирить чувства. Тогда он сможет увидеть, что вся эта игра – не более чем иллюзия, которая существует только потому, что он верит в ее существование – он сам создал эту игру своими мыслями и желаниями!

Если кратко подытожить:

  • Карма йога – путь бескорыстного служения и деятельности, лишенной эгоизма и корысти. Этот путь хорошо подходит людям деятельным и благородным.
  • Бхакти йога – путь любви и преданности. Он подходит людям эмоциональным и набожным.
  • Джняна йога – постижение истины интеллектуальным путем. Например, через изучение и толкование священных писаний. В отличие от бхакти это путь через голову, а не через сердце. Подходит интеллектуалам, ученым, мистикам.
  • Раджа йога – путь единения через расширение сознания. Этот путь предполагает усердную практику и аскетизм, а поэтому подходит воинам по духу – личностям сильным, волевым, решительным.

Как видишь, в каждом из этих четырех видов йоги разное целеполагание, разные практики и разные настроения, но все они заканчиваются хэппи-эндом – все они приводят на одну вершину.

Об этом всегда стоит помнить: какой бы путь йоги ты не выбрал, цель и суть йоги одна – самореализация, познание своей истинной природы и со-единение ограниченного индивидуального сознания с безграничным космическим сознанием.

Космическое сознание называют разными словами – Брахман/Бог/Дао/Природа вещей/Высшее сознание/Истинное Я.

Сам процесс со-единения ограниченного индивидуального сознания с безграничным тоже называют разными словами – просветление, пробуждение, освобождение, самадхи, выход из самсары, реализация и т.д.

Какими бы словами это ни называли, суть одна.

Какой вид йоги выбрать?

Предпочтение того или иного вида йоги определяется кармическими склонностями – самскарами. В человеке они проявляются как различные черты характера и качества личности.

  • Есть люди, для которых просто и естественно открыть свое сердце Богу, молиться, доверять, быть ведомым его волей. Это бхакты.
  • Есть те, кто всего хочет добиться сам – через свой упорный труд, через преодоление своих слабостей. Это воины, им близок путь Раджа-йоги.
  • Джняни умные, они любят книги, любят думать, размышлять, изучать, находить скрытые смыслы.
  • Карма йога – это путь для тех, кто чувствует в себе дух служения, искреннее желание быть полезным и помочь другим.

Все четыре вида йоги не отделены друг от друга и уж тем более, не противоречат друг другу. Наоборот, разные виды йоги хорошо «миксуются» между собой, дополняя и усиливая друг друга.

Поэтому в реальной жизни и в практике человека редко можно встретить какой-то вид йоги в чистом виде.

Авторский курс
Фундамент успешной практики йоги

Курс Атмарама-йоги для начинающих с Каруной Рам. Отстройка таза для достижения баланса в теле.

Все курсы

Глава 8: Йога и религия

Вопрос, который часто задают – является ли йога религией?

Этот вопрос неоднозначный. Ответ на него зависит от того, на каком уровне человек понимает йогу и чем для него является религия.

Если мы говорим про йогу в ее изначальном глубочайшем духовном смысле как со-единение с безграничным сознанием и выход за пределы индивидуальной эго-обусловленности, то конечно же, йога – это чистая метафизика.

Традиционная йога оперирует понятиями и концепциями, которые нельзя пощупать, их нельзя научно доказать, но в то же время нельзя и опровергнуть. Что такое карма? Как быть с теорией реинкарнации? Три гуны, просветление, расширение сознания, Брахман, Атман – все это метафизика. Именно это в обычной жизни мы и называем религиозным как противопоставление материальному – тому, что можно доказать научно.

Конечно, если речь идет о занятии йогой в фитнес-зале, где, как правило, вся духовная глубина кастрирована и остается только телесная работа – растяжка на основе асан из йоги, то занятия такой йогой не имеют какой-то метафизической глубины и смысла, что впрочем не лишает их пользы с точки зрения физического здоровья.

Другой аспект этого вопроса – что мы понимаем под религией?

В Индии любят говорить, что йога – это не религия. Однако эта фраза, вырванная из культурного контекста Индии теряет вложенный в нее смысл.

Индуизм в Индии – это не какая-то одна религия, как православие у нас. Там сотни различных школ, учений, сект и религиозных конфессий.

Идея фразы «йога – это не религия» в том, чтобы подчеркнуть, что йога надконфессиональна – она не принадлежит какой-то одной конкретной религии (конфессии) в рамках индуизма – например, шиваитам или вайшнавам.

Простыми словами, ни у одного из религиозных течений нет монополии на йогу. Люди разных религий и конфессий могут успешно практиковать йогу, что и происходит на практике как на территории самой Индии, так и во всем мире.

По сути, йога в ее исконном смысле лежит в основе любой религии, если мы готовы взглянуть на вещи глубоко и без предрассудков. Йога – это сама суть, а разные религии и конфессии – внешняя оболочка.

Если кратко суммировать: йога в ее исконном смысле – это духовный путь самосовершенствования, практиковать который с равным успехом могут люди, независимо от их религиозной и конфессиональной принадлежности.

Глава 9: Йога и православие

На мой взгляд, виды йоги – это как кирпичики из лего. Это строительный материал, из которого состоят все религии, конфессии, традиции, школы и направления духовного пути.

Если смотреть с такой перспективы, то различие между разными религиями и конфессиями – в пропорциях, в которых сочетаются разные виды йоги. Где-то упор сделан на один вид йоги, а другие второстепенные, где-то – упор на другой вид йоги.

Приведу примеры, чтобы стало понятней:

  • Буддизм – упор на джняна йогу (изучение писаний) и раджа йогу (медитация), но также есть незначительные вкрапления бхакти и карма йоги.
  • Мусульманство – упор на бхакти йогу (преданность и любовь), джняна йогу (изучение писаний) и в меньшей степени раджа и карма йога.
  • Традиционная восьмиступенчатая йога Патанджали (о ней мы детально поговорим в следующем выпуске) – упор на раджа-йогу (техники по расширению сознания), в меньшей степени – все остальное.
  • Ну и наконец, христианство, в целом, и православие, в частности – упор на бхакти йогу (богослужения, молитва), в меньшей степени используется карма йога (труженики, послушники), джняна йога (книжники) и в еще меньшей степени используется раджа йога.

Йога и православие

Поговорим более подробно о том, насколько сочетаются йога и православие.

Может ли православный человек практиковать йогу и медитацию? Есть ли здесь противоречие?

Если ответить совсем просто: противоречие есть ровно настолько, насколько человек сам его для себя создает в своей голове.

В основе православия лежит йога в ее изначальном смысле. Опять же, чтобы это увидеть и принять, потребуется выйти за рамки стереотипного мышления и посмотреть на вещи ясно – с открытым умом.

Я заметил, что по мере духовной эволюции человека, он видит вокруг все меньше различий и все больше единения. Это не случайно.

Представь, что ты выбрал свою тропинку (вид йоги) и продвигаешься по ней. Тропинка ведет вверх – к вершине. Чем выше поднимается человек на гору, тем шире у него обзор. Поднявшись на определенную высоту по своей тропинке, он видит, что та тропинка, по которой следовал он – далеко не единственная. Оказывается, тропинок много, но все они ведут к одной вершине.

Человек, который обладает таким панорамным видением, не будет противопоставлять различные пути и видеть в них противоречия. Он знает, что рано или поздно все путники в итоге встретятся на одной вершине, а выбор тропинок – дело вкуса и личных предпочтений.

Если же человек, выбравший свой путь, осуждает другие пути – это всего лишь означает, что сейчас он идет по предгорью и густые заросли по сторонам от его тропинки не позволяют ему увидеть общей картины.

Завершу этот выпуск двумя цитатами из Катха Упанишады. Царь смерти говорит Начикетасу мудрые вещи:

«Эту истину нужно постичь умом: нет многого, есть только Одно. Видящий не единство, а различие, бредёт от смерти к смерти.»

И напоследок поэтичное:

«Как капли дождя, идущего над вершиной горы, стекают по разным склонам, так и те, кто видят во всём различие, бегут в разные стороны в погоне за разными вещами. Но так же, как чистая вода, вливаясь в чистую воду, становится с ней одним – так и Атман просветлённого человека становится Един с Богом.»

Желаю Вам видеть единство, а не различие.


В следующем выпуске поговорим про восьмиступенчатую йогу Патанджали и хатха йогу.

Также я подготовил для тебя несколько книг для углубленного самостоятельного изучения.

  • Во-первых, текст Катха Упанишады в переводе Бориса Гребенщикова, где я выделил цветом свои любимые места.
  • Во-вторых, хороший перевод Бхагавад-Гиты.

Чтобы скачать обе книги, подпишись в боковой форме справа. Сразу после подписки тебе на почту придет письмо со ссылкой на скачивание.


P.S. Спасибо всем моим учителям, кто так щедро делился и делится со мной знаниями о йоге.

Если этот пост был тебе полезен – помог лучше разобраться в том, что же такое йога, поделись ссылкой на пост с друзьями. Пусть знания о йоге распространяются!


Хочешь больше узнать про йогу?

Священные тексты по йоге говорят, что соприкоснуться с духовными знаниями – это чудо, величайшая удача в жизни человека, которую он должен сперва заслужить своими благочестивыми поступками.

Такая редкая возможность доступна сейчас Вам. Вместе с доцентом МГУ Евгением Автандиляном осенью 2017 года мы провели в Москве цикл из восьми лекций по философии йоги.

Сейчас для всех искателей есть возможность получить видео-запись этих лекций.

Лекция
Философия йоги

Лекция доцента МГУ Евгения Автандиляна по Бхагавад-Гите. О дхарме, карме и реинкарнации, о поэтичности Бхагавад-Гиты, о том, как познать Бога и чуде встречи с Атманом.

Все курсы

Игорь

Игорь Будников
Автор проекта WelcomeBackHome
Комментарии 20
отменить
  • 0
    Елена

    Игорь, спасибо большое, очень интересно и познавательно. Хочется скачать книги, но непонятно как. С правой стороны, как выпишите, не вижу куда нажать. С левой нажала ещё раз (уже ведь подписана, и рассылка от вас приходит).

    Ответить
  • 0
    hello i like this site can i contact with admin? thanks www.yandex.ru

    hello i like this site can i contact with admin? thanks www.yandex.ru

    Ответить
  • 0
    Юлия

    Но, все же вопрос для чего он создал эту игру остается открытым :) Или мы узнаем ответ после смерти и забудем его когда родимся заново. А после смерти мы получим ответ, кажется нет. Мы никогда не получим на него ответ мы же по большому счету развлечение. А что дальше? А после дальше что дальше? Нет этот вопрос всегда останется открытым. Здесь мы лишь можем облегчить условия своей жизни, но никак не ответить на более глубокие вопросы! Может кто-нибудь может???

    Ответить
  • 0
    Olga Kocherova

    Очень доступно.Отличный толчок к дальнейшему продвижению познания йоги.Буду ждать продолжения и конечно спасибо за книги.

    Ответить
  • 0
    Андрей Голубцов

    Помню, когда еще ходил в церковь, в сергиевой лавре отец кто-то там (имел высокий сан) на проповеди сказал, что никаких в том числе йог! Я тогда уже немного понимал, что рпц - это просто зомбирование под себя прихожан. Эгрегор.

    Ответить
  • 0
    Настя

    Благодарю за статью. Интересно, только не получается скачать книги. В адресной базе я уже есть, буду благодарна, если пришлите на почту: n-zai@yandex.ru

    Ответить
  • 0
    disqus_wkTKMRoaYw

    Очень познавательная статья,и по сути так и есть,то о чем ты Игорь написал...мне очень понравилось!!!

    Ответить
  • 0
    bog13bog

    Есть такой мультфильм, где основная мысль " А Баба Яга против".Это про меня и моё отношение к данной теме и посту.Извените за длинный пост но молчать не могу, нагорело.Нельзя ставить Йогу и православие на одну ступеньку, нельзя их сравнивать, а тем более перемешивать, это как сравнивать палец и детородный орган, но одним в носу ковыряют, а другим детей делают.Йога и православие, это две совершенно разные вещи, да, есть некая схожесть яко бы в конечной цели, но по сути, по устройству, по составу, по отношению к человеку, и т.д. и т.п.,это две диаметрально противоположные вещи. И для меня совсем непонятна эта слепота.Самый наглядный пример Вы получите когда придете к своему духовному отцу, да и просто к любому попу и начнете разглагольствовать о йоге.........В лучшем случае получите отповедь, Вас всяко разно обзовут и отправят замаливать грехи, в худшем получите крестом в лоб, Вас обзовут исчадием ада и пинками выдворят вон.И я согласен с Михаилом Колесником в одном из первых постов. А лучший и наглядный пример, это когда в прошлом году благодаря РПЦ и их фанатикам в правительстве в некоторых городах попытались запретить Йогу и предать их анафеме. Благо дали им по рукам....И совершенно другой пример. Я тоже был в Индии, на окраинах Дели есть местечко называется Гобин Садан там проживал святой Синх, кстати именно там несколько лет жил Гребенщиков, так вот там не делают различий в вероисповедании, да там есть христианская направленность, но занятия по йоге проводили с нами джайны(одно из направлений), у нас в группе были и буддисты и.... только одних названий стран десяток от Японии до Швеции и Америки.Рассмотрение Йоги как философии, тоже скорее всего ущербно и однобоко, в этом и есть основное отличия по сути, Йоги от православия.Йога это целостная система развития человека включающая в себя различные направления, аспекты развития человека, это и философия, это медитация, это дыхательная практика, это физические упражнения и развитие человека......Религия в том числе и православие, это тоже ситема, но система на порабощение человека, но обернутая в красивую обертку. Кроме молитв и призывов к Богу(философия в ущербном виде), больше нечего нет, ну кусочек в виде постов и разгрузочных дней(чего не скажешь о наших оплывших попах).... ВСЕ....Пример, самый что не наесть показательный.... Йога делает человека здоровым и счастливым и в конечном итоге происходит слияние с Богом, человек и окружающее, становиться единым, Разумом Вселенной....Религия, это система порабащения, ей не надо здоровые, умные и развитые прихожане, все постулаты сводятся к одному, СТРАДАНЬЯ и только через них ты можешь постичь или приблизиться к Богу,но заметьте не стать единым целым. Даже в молитвах человек, это раб( т.е человек зависимый).....Почему ответ в природе и психологии человека.Посмотрите на себя со стороны и вспомните положа руку на сердце, как часто когда у Вас все хорошо и все клево, Вы прихожане, идете в Церковь и делитесь со своей радостью с Богом и благодарите его????? Только честно... Правильно...очень, ну очень в редких случаях, Вы блаженствуете и Вам на все и на всех..... Кстати это и доказывает зарубежная статистика, в развитых странах с высоким уровнем жизни с каждым годом уменьшается число верующих....А что происходит когда Вы страдаете и Вам плохо..... Правильно... Вы бежите за помощью и советом, куда... в развитых странах к психологу, у нас к попам..... Вот вам и ответ.Оглянитесь по миру, где и кто воюет и посмотрите статистику сколько воин по миру происходит на религиозной основе.....Практически 90%, остальное власть и деньги, что тоже является основной составляющей в любой религии, еслт посмотреть глубже, а не красивую обертку.Уберите религии и оставте Йогу, как Вы думаете какой получите результат.....Всем гармонии в душе и окружающем Вас мире.

    Ответить
    • 0
      Елена

      Да, у меня такие вопросы по поводу религии постоянно.

      Ответить
  • 0
    Михаил Филатов

    Игрорь, в файле с Катха Упанишад, текст прерывается на 5 пункте Ниямы. Так и должно быть?

    Ответить
  • 0
    Юлия

    Игорь, спасибо за пост! После его прочтения совершенно иначе воспринимается первый. Очень логичное дополнение. Ждём продолжения)

    Ответить