• 23 августа
  • Читать 24 мин.

Четыре препятствия на пути к успешной практике медитации

Автор проекта WelcomeBackHome
Основатель Академии WelcomeBackHome, автор тренингов по саморазвитию и медитации, преподаватель йоги и пранаямы

    200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку
    0
    0
    Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите
    Ctrl+Enter

    П

    родолжаем наши беседы о медитации и сегодня поговорим про оставшиеся четыре препятствия. Напомню, в прошлой статье мы подробно говорили про препятствие сонливости.

    Сегодня на повестке еще четыре. Напомню, это четыре препятствия не только в нашей практике медитации, но и в жизни. Это определенные умонастроения, состояния ума, которые мешают нам жить и которые мешают нам пойти глубже в нашей практике медитации.
    Зачастую, именно в практике медитации мы впервые начинаем видеть эти омрачения ума, так явно, так ясно. Большинство людей даже не замечают в обычной жизни, что эти умонастроения есть, они есть на самом деле, практически постоянно. Они сильно обуславливают, ограничивают нашу жизнь.

     

    Краткое содержание статьи про то, почему не получается расслабиться во время медитации:

    1. Пять препятствий из за которых может не получаться медитировать
    2. Первое препятствие из за которого не получается медитировать
    3. Второе препятствие на пути
    4. Третье препятствие – это умонастроение беспокойства
    5. Четвёртое умонастроение – сомнение
    6. Видео версия статьи – что делать если не получается медитация

    Пять препятствий из за которых может не получаться медитировать

    Эти препятствия были с тобой всегда, всю твою жизнь. Это не что-то, что приходит к тебе только в практике медитации, а в остальное время не тревожит. Препятствие в практике как следствие. Эти умонастроения мешают тебе в жизни выйти на новый уровень. Так что это очень практичное учение.

    Поэтому читай внимательно – сегодня у тебя будет возможность поработать с этими препятствиями.

    Итак, что за пять препятствий? Для начала я их перечислю и далее будем говорить более подробно про один из них.

    Первое препятствие – это стремление к чувственным наслаждениям, увлечения, и, по большому счету, это проявление умонастроения жадности.

    Второе – это отталкивание, неприязнь, сопротивление, и, по большому счету, это проявление умонастроения ненависти.

    Третье – это умонастроение лени, сонливости, притупленности сознания. 

    Четвертое – это умонастроение тревоги и беспокойства. Это ум, который не может ни на чем сфокусироваться, он постоянно прыгает как обезьяна.

    И пятое – это умонастроение сомнения. Ум сомневается, ум не уверен. 

    Сейчас разберём пару умонастроения, увлечения и отвращения.

    Это то, что с нами практически постоянно. Мы с этим рождаемся, эти умонастроения, они заметны с самого детства, и они всегда с нами.

    Итак, начнем.

    Первое препятствие из за которого не получается медитировать

    Увлечения, стремления к чувственным наслаждениям. Наслаждение через наши органы восприятия, через глаза мы стремимся видеть что-то красивое, красивые объекты. Мы через уши стремимся слышать красивые звуки. Ощущать вкусные запахи, чувствовать вкусные вкусы. Через тело мы стремимся к приятным физическим ощущениям. Это что-то, что встроено в нас и идет по умолчанию, у каждого человека есть это увлечение.

    Видно, как это с детства проявляется. Сейчас мы воспитываем нашу дочку, ей около двух лет. В этом возрасте очень ярко видны эти паттерны ума, умонастроения, которые в этом возрасте проявляются очень наглядно. «Дай», – сейчас одно из любимых слов Даны.  А есть еще: «Еще, еще, еще».

    Мы взрослеем, но это умонастроение никуда не девается, оно остается с нами. Если вы понаблюдаете за своей жизнью, то увидите, что мы постоянно к чему-то стремимся и чего-то хотим. Практически не бывает и очень редко такое мгновение, когда бы мы ничего не желали, никуда бы и ни к чему не стремились. Это наше состояние по умолчанию – к чему-то постоянно стремиться, чего-то желать, привлекаться чем-то. Это определённая энергия ума, которая стремится к себе что-то притягивать и привлекать.

    Наша задача в практике начать замечать эту энергию, стремящуюся к себе что-то притянуть, привлечь. Вы заметите это довольно быстро, потому что это то, что есть практически всегда в нашем уме.

    У разных людей это умонастроение, увлечение, жадность, если хотите, выражаются в разной палитре и в разной степени крайностей. Много людей испытывают умонастроение увлечения в максимальных крайностях, и это выражается как различные зависимости. Есть люди, зависимые от разных вещей: от алкоголя, от наркотиков, от азартных игр, от порнографии, от социальных сетей, от разных раздражителей, от разных стимуляторов.

    Большинство из нас испытывают это умонастроение в средней гамме, в средней, умеренной форме. Выражается это в том, что мы чего-то постоянно хотим. Мы не одержимы, не зависимы, но мы чего-то постоянно хотим. Мы хотим удовольствий, наслаждений, хотим постоянно улучшать свою ситуацию. Вспомните, в вашей жизни — это тоже есть. Вы долго копили, чтобы что-то купить: машину, телефон, квартиру, дачу и как только это у вас появляется, ум не успокаивается. Тут же возникает новое желание. Это новое желание: «Ммм, эта машина уже недостаточно хороша для меня, мне нужна вторая машина или мне нужна более престижная машина», «ммм, да, теперь я живу в своей квартире, но здесь нужно сделать ремонт». Казалось бы, когда вы сделаете ремонт, вы будете удовлетворенным счастливым человеком. Но нет, как только вы заканчиваете ремонт, понимаете, что ваш ум начинает желать чего-то другого, чего-то большего, как-то улучшить. Мебель недостаточно хороша, ремонт уже недостаточно стильный, может быть уже сама квартира для вас слишком маленькая.

    Посмотрите, это умонастроение, которое постоянно с вами, постоянно, каждый день. Его не надо ходить и искать с фонариком. Оно все время здесь. Вы сегодня чего-то хотите, желаете, к чему-то стремитесь. Что это для вас? Новая модель телефона? Куда-то поехать, где-то еще поучиться, получить какой-то новый опыт?

    Я не говорю, что это всегда и обязательно плохо. Что не надо иметь никаких желаний. Но просто начните обращать внимание на сам этот режим функционирования ума. На эту энергию в уме, которая постоянно чего-то хочет. Проблема этого паттерна заключается в том, я думаю, вы достаточно уже имели опыта в своей жизни, чтобы увидеть это, что ум никогда не бывает удовлетворенным. Когда вы выполняете одни желания ума, то тут же возникают другие. Ум никогда не бывает удовлетворенным. Этот паттерн ума в конечном итоге приводит к тому, что вы никогда не бываете счастливыми.

    Я называю это «Игра в малое». Чего бы вы не достигали, всегда мало, всегда недостаточно, всегда есть куда еще идти, расти, к чему стремиться, чего достигать. Ваш ум постоянно будет вас туда толкать. Многие люди так проживают свою жизнь. Сколько бы у них ни было в жизни денег, друзей, недвижимости, опытов, приключений, всегда мало, всегда недостаточно.

    Это препятствие в жизни и это препятствие в нашей практике медитации. Почему? Потому что это стремление выбрасывает нас из настоящего момента. Мы эту тему уже затронули, что ожидание – это фокус внимания, обращенный в будущее, где есть что-то, чего якобы нет сейчас. Любое стремление, любое желание выбрасывает нас из настоящего момента и это то, что не позволяет нам быть в моменте сейчас тотально. Мы устремляемся в будущее, устремляемся к объекту желания.

    Обратите внимание, если сейчас в вашей жизни нет времени для качественной регулярной полноценной практики медитации. Я очень часто с этим сталкиваюсь. Люди так и говорят: «Ну ты знаешь да, медитация – это хорошо, но у меня нет времени, я очень занятой, откуда возьму целый час медитировать утром?». А что забирает все ваше время? Почему у вас нет времени?

    Если вы проанализируете, то вы поймете, что главное препятствие – это как раз огромное количество желаний, увлечений. Они заставляют вас слишком много работать, они заставляют делать все эти дела, делать всю событийность вашей жизни. Желание приводит вас в движение. Наша задача в практике медитации замечать это умонастроение. Умонастроение может выражаться в таких тонких вещах, когда эти желания не грубые. Не такие, как, хочется наркотиков, хочется пойти выпить, хочется пойти куда-то развлечься. Но это очень тонкое стремление к микроулучшениям. Это тоже надо замечать в медитации.

    Когда вы сидите медитируете и ваш ум говорит вам: “да, но немного не то это” или, “а вот сейчас бы шума поменьше”, “а вот если бы ещё птички красивые пели”, “а вот если бы ещё палочка горела”, “а вот если бы музычка красивая фоном”. “А вот если бы” это по сути непринятие момента таким, какой он есть. Опять же это стремление, чтобы было также, но немножко по-другому, немножко получше, микроулучшения, тонкий уровень.

    Второе препятствие на пути

    Противоположность умонастроению влечения – это умонастроение отвращения, неприязни, сопротивления, отталкивания того, что вам не нравится и одного без другого не бывает.

    Мы постоянно либо что-то пытаемся к себе притянуть – то, что нам нравится, с чем ассоциируется счастье для себя. Одновременно мы пытаемся оттолкнуть, отодвинуть от себя ту гамму реальности, переживаний, ощущений, людей, опыта, обстоятельств, которые мы не хотим. Которые для нас означают несчастье, страдания, позор, какие-то неприятные эмоции и мы хотим это оттолкнуть. В таком режиме люди проживают, стремясь к одному спектру переживаний, отталкивая от себя другой спектр переживаний.

    Начните замечать в вашей практике медитации умонастроения сопротивления и неприязни. Это выражается в разных степенях и крайностях. Это все сопротивление от базового загрязнения ума ненависти, но выражается это по-разному.

    Есть люди, которые по-настоящему ненавидят, они могут убить, если им что-то не нравится. Есть люди, которые испытывают ярость, злость, такие крайние формы неприязни. Большинство из нас они не в крайности, а в середине этой палитры. Выражается это как раздражение, непринятие. Постоянно что-то не так, как вы бы хотели, может вы встречали таких людей, может даже в зеркале видели. Особое выражение лица, когда вам все не нравится, вам все не так. Где бы вы не оказывались, есть что-то, что вам не нравится, что-то, что не устраивает, что-то, что хотели изменить, что не принимаете и не готовы это принять. Это может выражаться в каких-то мелочах, в том, как кто-то другой заваривает чай. Он его заваривает не совсем так, как правильно его заваривать с вашей точки зрения. Кто-то с акцентом говорит, кто-то чавкает за столом и вас это просто начинает изнутри выбешивать.

    Раздражение поднимается, злость, неприязнь, непринятие – это омрачение ума. Наша задача в медитации научиться замечать эту энергию ума, которая отталкивает определенные опыты. В медитации это шикарная возможность увидеть это сопротивление ума. Чтобы увидеть, что происходит, когда вы сидите и чувствуете, как начинает затекать нога, возникают неприятные ощущения между лопаток, чувствуете неприятные ощущения в колене, комар начинает летать вокруг, садится и начинает кусать. Что вы испытываете? Это шикарная возможность под увеличительным стеклом посмотреть на это умонастроение сопротивления, неприязни, отталкивания.

    Почему это мешает нам видеть реальность такой, какая она есть? Будда приводил очень красивые метафоры, которые иллюстрируют каждое из этих препятствий. Представьте, что мы смотрим через толщу воды и наша задача ясно увидеть, что находится на дне. Умонастроения сонливости, о чем мы говорили раньше, это такое состояние, когда вода мутная, она мешает увидеть ясно объекты, которые находятся внизу через толщу воды.

    Умонастроение влечения, желания это такая ситуация, когда вода окрашена в какой-то цвет, красный, жёлтый, она тоже не прозрачная. Ваш ум окрашен в этот определенный цвет этого желания, страсти.
    Умонастроение злобы, ненависти – это такое состояние, когда вода как кипит, вы не можете ясно видеть, пузырьки поднимаются и вода неспокойная.

    Могу поделиться своим опытом. Как я уже говорил мне далеко до просветления, очень далеко, но я заметил, что по мере практики эти два умонастроения, влечения и неприязни – они постепенно становятся чуть более слабее, начинают терять свою хватку. Да, я стремлюсь, чего-то хочу, желаю. Многие вещи мне не нравятся, я не хотел с ними соприкасаться, но заметил, что интенсивность этого желания и сопротивления стала меньше за годы практики.
    Сейчас я стал более гибкими, принимающим самые разные опыты и переживания, которые могут быть. То, что раньше бы меня просто выморозило, привело бы в крайнее состояние неприязни и раздражения, сейчас я могу принимать всё более спокойно. То, что раньше во мне все кипело, меня прям влекло, сейчас я замечаю, что становлюсь более спокоен к этим вещам.

    Авторский курс
    Медитация с Будниковым — Просто начни

    Научись медитировать за 10 практических занятий, раскрой для себя скрытый потенциал медитации и позволь ей трансформировать свою жизнь!

    Все курсы

    Есть? Хорошо. Если нет, тоже хорошо.

    Почему мы так сильно стремимся и так сильно отталкиваем? Потому что нам кажется, что это стратегия как мы можем быть счастливыми. Обычно человек думает, для того, чтобы быть счастливым должны быть эти переживания, страдания, люди, места. Одновременно с этим нужно вот эти и вот эти. Тогда я буду счастливым, но что мы открываем, следуя этой стратегии, что счастье не приходит. Что-то приходит, но это и несчастье никакое, просто что-то мимолётное и дальше мы снова, что-то отталкиваем и что-то притягиваем.

    В медитации мы открываем новое понимание, новое измерение счастья и оно сильно отличается от того счастья, которое мы знали до практики. Это счастье не связано с постоянным желанием удовлетворять свои органы чувств. Обычно мы как думаем? Чем более ты себя пощекочешь везде, где только можно, тем более счастливым ты будешь.

    Мы представляем себе это гурманское счастье, счастье максимального гедонизма. Когда ты на яхте в Средиземном море, вокруг женщины красивые, у тебя в руках бокал шампанского, в другой руке – ложка черной икры. Тебе параллельно делают массаж в восемь рук – так, наверное, должно выглядеть счастье. Но, в реальности, счастья в этом никакого нет. Не удовлетворенный ум не может быть счастливым. Постоянная погоня за удовольствиями, делает ум все более и более неудовлетворенным.

    В медитации мы познаем другое измерение счастья. Счастье, которое не зависит от наших органов восприятия. Это – счастье тихое, внутреннее. Мы еще поговорим с вами про джаны – про уровни концентрации, абсорбции ума. Переход в первую джану – я надеюсь это то, что вы испытаете на своем опыте. Это полностью изменит вообще ваше отношение к тому, что является счастьем на самом деле.

    Переход в первую джану происходит тогда, когда все пять препятствий отступают на второй план. Они больше не тревожат вашу практику. Когда ваша осознанность, энергичность, концентрация и мудрость достигают определенного уровня, определенного качества и силы, что эти 5 препятствий, они подавляются. В частности, стремление к чувственным удовольствиям, стремление отталкивать от себя какой-то опыт. Вы попадаете в новое, потрясающее измерение, когда вам просто хорошо, вы удовлетворены настоящим моментом. Ничего не хотите. Звенит будильник, и вы не хотите выходить из вашей практики.

    Потому что во всем мире нет вещей, которые были бы более желанны, чем просто продолжать сидеть. Это – другое измерение. Это измерение внутреннего покоя, внутреннего спокойствия. Вы понимаете, что все чувственные удовольствия сиюминутные. Они приходящие и не дарят вам настоящего длительного счастья. Зачем тогда за ним так гнаться?

    Зачем так сильно лезть из кожи вон, чтобы все это получать? Первая джана – это как раз состояние очень спокойного, умиротворенного ума. Нет сонливости, нет желаний, нет сопротивлений. Нет еще двух препятствий, о которых мы сейчас тоже кратко поговорим.

    Третье препятствие – это умонастроение беспокойства

     

    Это тоже то что с нами постоянно. Мы о чем-то постоянно беспокоимся. Беспокоимся, тревожимся, переживаем, избыточно размышляем. О чем вы беспокоитесь? Многие люди беспокоятся о своем будущем.

    Что будет завтра? Что будет со страной? Что будет с экономикой? Что будет с моей жизнью? А как же мое предназначение? А куда я иду? А к чему все это приведет? Очень много беспокойства.

    Планирование будущего – это одна из вариаций беспокойства. Как часто так бывает, что мы беспокоимся абсолютно из-за какой-то ерунды, по каким-то пустым поводам. Мы можем прокручивать у себя в голове десятки и сотни раз какие-то гипотетические разговоры с какими-то людьми.
    А если состоится этот разговор? Если меня начальник вызовет и спросит, то что я ему отвечу? Он ответит это, а что я ему на это отвечу? Интересно, что практически всегда беспокойства оказываются абсолютно пустыми, никчемными, ненужными, никуда не ведущими. Потому что и разговор этот в итоге не состоялся, а если он состоялся, то он совсем по-другому прошел. Вообще по-другому.

    Вся ваша подготовка, она была напрасна. Как часто такое бывает, когда мы долго к чему-то собираемся, готовимся к какому-то путешествию, на которое возлагаем много надежд. Мы готовимся, переживаем, читаем сводки новостей, какая там погода. А потом, все идет по-другому. Все идет совсем не так. Зачем мы тратили столько времени в этих беспокойствах? Мы беспокоимся о наших близких, о нашей работе, о деньгах. Мы беспокоимся о своей внешности и здоровье. О том, выключили мы утюг или нет. Мы беспокоимся об экзаменах, о собеседованиях, о всех этих вещах.
    Тут важно понять, что беспокойство – это то же самое, как умонастроение влечения. Тут смысл не в самих штуках, которых мы желаем. В этом режиме просто желать: «Хочу! Хочу! Хочу!» Не так важно чего. Наша задача увидеть эту энергию ума, энергию желания, энергию отталкивания, энергию беспокойства.

    Не так важно, из-за чего именно вы так беспокоитесь. Важно увидеть, что ум постоянно о чем-то беспокоится. Когда вы едете в пробке,  желание постоянно брать в руки телефон. Смотреть и проверять: так в Инстаграме  кто-то написал? Нет, не написал. Так, в Вотсапе, в Телеграмме, а может быть, Вконтакте кто-то написал? Это постоянно по кругу, по кругу, по кругу. Заметьте, просто ваш ум постоянно беспокойный.

    Я напомню, что на практике мы не пытаемся просто подавлять или отталкивать какие-то опыты, какие-то переживания, какие-то умонастроения. Если мы начинаем их отталкивать, мы просто проявляем умонастроение сопротивления, неприязни. Наша задача – видеть ясно. Наша задача – замечать. Замечать беспокойства, которые приходят в медитации. Тревогу, напряжение, планирование, мысли о будущей встрече, просто заметить: «Беспокойство. Тревога» и продолжить свою практику.

    Метафора, которую приводил Будда про беспокойство.

    Это такая ситуация, когда дует ветер и он колеблет воду. Появляется рябь на воде. Вы тоже не можете через эту воду увидеть ясно.

    Четвёртое умонастроение – сомнение

    Напоследок, пятое умонастроение, которое является препятствием – это умонастроение сомнения.

    Это такое состояние ума, когда вы не уверены, когда есть сомнения. Есть скепсис, ум колеблется. Это настроение колебания ума. Он и не здесь, и не здесь. Ум постоянно – то это, то-то. Это нам мешает в жизни и в практике. Как это может проявляться в вашей практике медитаций? «Я правильно делаю практику или нет? Это то, как надо делать, или нет? Это техника, она все-таки рабочая, или не рабочая? Может, я буду все-таки половину своей медитации проходить по гоенке, а половину, как Игорь говорит? Или, наоборот, эту половину  так, а эту – так?

    Насколько вообще можно доверять Игорю? Откуда он знает? Кто он вообще такой? Он – даже не монах! С какой стати я должен ему верить? Хм.… Вообще, вся эта медитация – это такая сомнительная история, надо сказать. Я вообще не уверен, полезна ли медитация или нет. Может быть она опасна? Я видел этот ролик на Ютубе, где говориться, что медитация опасна. Так чем я сейчас занимаюсь? Может быть, я делаю себе только хуже? Да и вообще, насколько я вообще способен на медитацию? Может быть, мне это не подходит?»
    Это – просто умонастроение сомнения. Как и со всем остальным. Наша задача – просто замечать это. Заметить, что сейчас есть  колебание ума, сомнение.

    Сомнения – это то, что мешает нам в жизни. Мы сомневаемся, какое принять решение, как правильно поступить, куда пойти работать, куда пойти учиться, с кем быть, с кем не быть, что купить, что не купить. Мы сомневаемся. Это тоже паттерн, это тоже привычное состояние ума, которое нам мешает.

    Для того чтобы ваша практика медитации развивалась у вас должен быть определенный уровень доверия и уверенности. Базовые, первичные, которые позволяют вам хотя бы дать шанс этой практике. Если вы здесь и читаете, то у вас уже есть  базовый уровень доверия и уверенности. Этого достаточно. Больше уверенности будет приходить по мере вашего продвижения в практике. Вы будете чувствовать, по мере прогресса в практике, что начинаете понимать о чём всё это. Начинаете чувствовать, что да, в этом что-то есть. Эта практика работает, и она несет вам много осознаний, пользы, блага, очищает ваш ум. У вас нет в этом сомнений, потому что чувствует в каждой сессии, видите это, вам не надо уже сомневаться. Это дает новый импульс на продолжение практики, на углубление. На то, чтобы сделать вашу медитацию еще более регулярной. Практиковать каждый день, без пропусков на выходные, по выходным практиковать дольше, потому что это же праздник. Вы создаете себе праздничное настроение.

    Итак, друзья, 5 препятствий, пять умонастроений, которые всегда с нами, они всегда были с нами. Это не так, что медитация пробудила всё это. Всегда это было с вами, просто вы не обращали на это внимание. Мы не обращаем на это внимание, потому что застреваем в контенте, нам некогда – стремимся к новому айфону. Это главная цель, главная повестка в жизни, к новому этому, к новому тому. Либо мы так сильно чего-то боимся, что мы всё своё время пытаемся себя от этого уберечь, оградить. Ну, в оставшееся время, мы просто кемарим, спим, у нас нет осознанности, внутренней энергии, чтобы о чём-то думать. В этих омрачениях ума мы живем, в этих омрачениях ума быстро проходит наша жизнь. И она заканчивается, разумеется.

    Авторский курс
    Медитация с Будниковым — Просто начни

    Научись медитировать за 10 практических занятий, раскрой для себя скрытый потенциал медитации и позволь ей трансформировать свою жизнь!

    Все курсы

    Медитация – это возможность увидеть все эти 5 состояний ума, ужаснуться, возможно. Это неприятно, видеть, насколько наш ум загрязнён. Насколько много в нём осуждения, критики. Это тоже, кстати, проявление неприязни. Насколько много раздражения, насколько много одержимостей,  маленьких «хотелок», маленьких «желалок», насколько много беспокойства, как часто мы бываем не в ресурсе, как часто мы засыпаем.

    Медитацией мы начинаем это видеть, мы не пытаемся с этим бороться – нет. Мы замечаем это и осознаем, что да, это – беспокойство, а это – сомнение, а это – влечение, а это – отталкивание. Мы начинаем это замечать. По мере нашего развития в практике, мы культивируем определенные умонастроения, качество ума, которые начинают нас защищать от этих препятствий. Об этом мы тоже поговорим, про 5 качеств ума, которые и делают собственно нашу практику медитации.

    По мере развития этих пяти качеств, препятствия начинают отступать. Это означает большую победу на пути. По большому счету развитие в практике происходит по мере ослабления этих пяти препятствий, а ослабления этих пяти препятствий происходит по мере развития пяти качеств ума, про которые опять же мы с вами поговорим. Как я уже сказал, когда 5 качеств ума, становятся сильнее, чем 5 препятствий, качественно меняется ваша практика медитаций. Вы входите в 1-ую джхану. Первая джхана – вас ничего не беспокоит, нет сомнений, нет желаний, нет сопротивлений и это очень тотальное пребывание в настоящем моменте. Вы чувствуете очень много умиротворения, радости, блаженства, это то, что я искренне желаю вам испытать в вашей практике. Но для этого надо усердно практиковать, потому что качества ума, которые мы стремимся развить, развиваются за счёт нашей практики. За счёт постоянства, регулярности, усердия, за счёт того, что мы не ленимся в нашей практике и замечаем, осознаем всё, что происходит сейчас. Это наша базовая практика – просто заметить, шагнуть назад, осознать, что это, и продолжить от момента к моменту, от момента к моменту.

    Друзья, на этом сегодня я с вами прощаюсь. Пусть у вас сегодня будет хорошая практика, хорошая тренировка. Постарайтесь замечать эти 5 умонастроений, про которые мы говорили.

    Видео версия статьи – что делать если не получается медитация

    Не получается медитировать?

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Игорь Будников
    Автор проекта WelcomeBackHome
    Комментарии 0
    отменить

    Получите бесплатные курсы нашей академии

      200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку

      Сообщить об опечатке

      Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

      КурсыКурсы МагазинМагазин Личный кабинетКабинет