• 08 августа
  • Читать 20 мин.

Два вида медитации: в чём отличие Випассаны от концептуальных медитаций?

Автор проекта WelcomeBackHome
Основатель Академии WelcomeBackHome, автор тренингов по саморазвитию и медитации, преподаватель йоги и пранаямы

    200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку
    0
    0
    Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите
    Ctrl+Enter

    Здравствуйте, друзья! Сегодня мы продолжаем знакомиться с новой техникой медитации. Напомню, она называется Сатипаттхана. И практика этой техники ведёт нас к Випассане – к ясному видению природы реальности. Сегодня хочу ответить на вопрос, который задали мне недавно: «Почему в нашей практике мы наблюдаем ощущение именно в животе? Есть ли в этом какой-то высший смысл, какая-то логика?» Я приветствую такие вопросы. Они показывают, что вы – думающие люди, вам интересно знать, почему так, а не иначе. На самом деле я сам скептик. Люблю ставить под сомнение всё и задавать вопросы. Мне не нравится просто слепо верить во что-то, полагаясь на какие-то гипотезы, теории. Хочется во всём убедиться самому. Поэтому медитация привлекает людей интеллектуальных, тех, кто хочет сам докопаться до ответов, а не верить кому-то на слово. Я бы хотел, чтобы вы очень чётко понимали, почему в нашей практике делаем то, что мы делаем. Почему живот? Почему физические ощущения? Какая в этом логика? Какой заложен смысл? Очень полезно знать, какие бывают медитации и чем они отличаются. Существует два принципиально разных вида медитации.

    Краткое содержание статьи:

    Концептуальные медитации

    Техника, которую делали на начальном курсе «Просто начни», связана с дыханием. Мы наблюдали, как происходит вдох и выдох. Если помните, даже делали технику, когда  считали наши вдохи и выдохи: вдох-один, выдох-один и так далее. Это типичный пример концептуальной медитации. Существует много  её разновидностей.

    Что их всех объединяет? Что объект медитации — это не что-то по-настоящему реальное, это что-то, что мы себе придумываем. Это некая концепция, которую мы наблюдаем. И вы можете сейчас спросить, с какой стати дыхание стало концепцией.

    Это сложно понять, но можно почувствовать. По мере того как будете продвигаться в практике Випассаны, вы будете это очень ясно видеть. Но дыхание — это действительно концепция. Мы придумываем себе дыхание. Мы называем, что вот это вдох, а это выдох. Но что происходит на самом деле?

    Вот если вы прикроете глаза, то откуда вы знаете, что дыхание есть? Откуда знаете, что происходит вдох и выдох? Реально на самом деле только физические ощущения. Но то, что мы часть этого называем вдохом и выдохом, — это уже концепция. Это то, что придумано. Это игры ума.

    Существует много разновидностей концептуальных медитаций. Например, есть медитация, где объект наблюдения — это некий образ, божество, янтра, свет, чакры, точка на стене, и это всё концепция. Причём я не против концептуальных медитаций. В них нет совершенно ничего плохого. Более того, в концептуальных медитациях есть много хорошего и полезного. Не случайно моё обучение медитации в курсе для новичков «Просто начни» начинается как раз с концептуальной медитации. Главное, к чему ведёт такой тип медитации, – это спокойствие ума. Спокойствие и повышенная концентрация. Согласитесь, что это очень неплохо. Никому не помешает быть более спокойным и более сконцентрированным.

    Но почему я сам практикую Випассану и вам рекомендую практиковать её? Потому что в концептуальных медитациях есть ограничения того, насколько глубоко вы можете пойти. 

    По большому счёту эти медитации за пределами спокойствия и концентрации ничего не дают и никуда не ведут. Они не ведут нас к действительной трансформации нашей жизни.

    Что мешает нам жить счастливо? Глубинный ответ – наши загрязнения сознания, омрачение ума, которые есть у каждого. И концептуальные медитации не работают с этими загрязнениями. Вот представьте, что у вас есть стакан, наполненный грязной водой. Как работает концептуальная медитация? Вы просто ждёте, пока эти мутные загрязнения осядут и в вашем стакане будет более прозрачная, чистая вода. Но куда делись все загрязнения? Они также остались в стакане и никуда не делись. Они просто осели. Как только вы выходите из подобной медитации, довольно быстро этот эффект спокойствия теряется. По большому счёту стакан снова взболтали, и все загрязнения снова находятся в нём. Не происходит глубинной работы по очищению нашего сознания от омрачений. Но достигается приятный кратковременный эффект успокоения и концентрации.

    Концептуальные медитации похожи на то, как мы опускаемся в глубокий колодец. И чем глубже погружаемся, тем там  тише и спокойней. Это приятно. Концептуальные медитации очень любят, потому что они приятные, дарят состояние кайфа, человек находится немного в забытьи, в трансе. Минус этих медитаций в том, что в этом глубоком колодце мы ничего не видим и  не понимаем. Эти медитации не ведут нас к настоящей мудрости. Они не дают нам глубинного прозрения в природе вещей.

    Второй вид медитаций

    Игорь Будников преподает медитацию
    Фото: Личный архив Игоря Будникова

    То, чем я предлагаю заниматься на этом курсе, — это другой тип медитаций, объектом которых является то, что реально есть на самом деле. Физические ощущения реальны. Мы начали освоение практики Сатипаттханы с тела – с исследования природы нашего тела, но практика этим не ограничивается. Далее мы будем исследовать другие феномены, которые тоже реальны. И эта практика принципиально отличается от концептуальных медитаций. Мы исследуем то, что реально на самом деле.

    Давайте проведём простой эксперимент, чтобы вы лучше почувствовали разницу между концепцией и реальностью.

    Я предлагаю сейчас на минутку закрыть глаза. И задать себе простой вопрос: «Откуда я знаю, что у меня есть тело?» Вы не видите сейчас себя. С чего вы взяли, что у вас есть тело? Почему вы в этом так уверены? И ответ на этот вопрос такой: есть что-то, что вы можете почувствовать прямо сейчас. Это различные ощущения, которые возникают в разных частях вашего тела. И эти ощущения  вы можете чувствовать прямо сейчас. Они разные, но они есть, и вы не можете возразить против этого. Так откуда вы знаете, что у вас есть тело? Вы делаете этот вывод исходя из физических ощущений, которые чувствуете.

    Хорошо. Приоткрываем глаза.

    Сегодня я хочу дать более подробные инструкции, как мы практикуем эту новую технику. С первого раза редко кто по-настоящему понимает, что надо делать, Хотя это очень важно, потому что мы живём в причинно-следственном мире, где у всего есть свои причины и свои следствия. 

    То, к чему мы стремимся, — это Випассана. Это ясное понимание природы вещей. Это то, чего хотим достичь. Но мы не можем этого достичь просто так – оно само по себе не произойдёт.

    Наша задача – создать правильные условия для того, чтобы получить результат. И главное условие — это чёткое выполнение инструкции и правильная практика. Но всегда есть соблазн не следовать в точности тем инструкциям, которые предлагаются, а добавлять что-то своё, придумывать какие-то авторские, гибридные техники медитации. Почему? Потому что так интереснее, потому что «а почему бы и нет?». Эти разные «потому что» и есть ловушка, от которой я хотел бы вас предостеречь. Потому что сам  попадался в эту ловушку на первых этапах знакомства с медитацией.

    Я приехал тогда на ретрит. К тому моменту у меня уже был опыт практики. Но я пробовал свои способы, как можно ещё практиковать. И когда мой учитель давал мне инструкции – наблюдать ощущения в животе при дыхании, я какое-то время следовал им, но потом начинал экспериментировать: «А что, если я добавлю что-то от себя? Как-то скучно сидеть и наблюдать свой живот. Ничего такого не происходит. Что, если я добавлю к этому что-то от себя?» И я начинал добавлять какие-то свои наработки, получать интересный для себя эффект и внутренне этому очень радоваться: «Ага, у меня получается медитировать! До этого было скучно, а сейчас происходит что-то по-настоящему интересное».

    Вместо того чтобы наблюдать ощущения в животе, первую часть медитации наблюдал, как и было предложено, а дальше фокусировался, например, на области межбровья: чувствовал необычные ощущения, как у меня начинает интересным образом меняться и расширяться сознание, а потом появлялся какой-то свет. И в таком режиме я практиковал несколько месяцев и чувствовал в то же самое время, что застрял и никуда не двигаюсь. Да, я умею войти в это необычное состояние, но не понимаю, что дальше и что мне это состояние даёт.

    На очередном ретрите, примерно спустя год, я поделился с учителем, что трансформировал медитацию, на что получил довольно строгий ответ, что мне не следовало этого делать. Почему? Потому что ни к чему это не приведёт. Вот сейчас я очень хорошо понимаю, чем тогда занимался — миксовал две техники: технику Випассаны (наблюдения реального, реальности, реальных физических ощущений) и концептуальную медитацию (наблюдение света, образов). В итоге я не углублялся. Не двигался, не прогрессировал в Випассане. Мой соблазн –  придумать что-то интересное – в итоге привёл к тому, что я запутался и потерял целый год. 

    Это как поездка на машине из Москвы в Нижний Новгород. У тебя есть навигатор, и ты ему следуешь. Но попадаешь на развилку. Навигатор тебе указывает, что надо ехать направо, а ты смотришь налево, потому что там новая, только что отремонтированная дорога. И ты точно знаешь, что по этой дороге ты сможешь ехать быстрее. Это так соблазнительно! А дорога направо убитая — какие-то ямки, кочки. Навигатор тебе говорит: «Поверните направо!», но ты сворачиваешь налево — на новый асфальт, по которому тебе приятнее ехать. 

    Я вам советую не поддаваться соблазну, не добавлять что-то от себя. Следуйте тем инструкциям, которые здесь предлагаются, и дайте себе шанс познакомиться с этой практикой поближе. Это знакомство требует времени.

    Я бы предложил вам взять обещание: в течение ближайшего месяца усердно практиковать эту технику, ничего не меняя, не добавляя и ничего не придумывая. 30 дней чёткого следования инструкциям. Если по истечении этого срока вы поймёте, что эта техника не оправдала ваших ожиданий, значит, она вам не подходит. О’кей. Вы попробовали, вы дали ей шанс. 

    В этом уроке мы остановились на том, что мы наблюдаем физические ощущения, которые возникают в области живота.

    Почему живота? Потому что здесь эти физические ощущения довольно грубые. Есть ещё другой подход, когда наблюдают ощущения в районе кончика носа. Но здесь опять же есть соблазн – вместо наблюдения физических ощущений, реального объекта вы переключаетесь на наблюдение дыхания: как воздух входит – вдох, выходит – выдох. Вы переключаетесь на концепцию дыхания, и, по сути, происходит переключение с одной техники медитации на другую. Поэтому во избежание этого переключения мы в нашей традиции используем живот. Здесь не происходит этого.

    Возможно, вам сейчас непривычно работать с животом. Многим кажется, что у них нет ощущений в области живота. Такого не может быть. Ощущения есть. Всё наше тело живое. Каждую клеточку тела пронзают нервные окончания. Там есть ощущения. Это вопрос развития нашей внимательности. И по мере практики внимательность становится более острой, и вы начинаете чувствовать, что в вашем животе есть ощущения. Они были там всегда, просто раньше вам сложнее было уловить эти ощущения. Поэтому я предлагаю вам работать животом, не менять/не переключать точку вашего наблюдения на более привычную, например на нос. Работаем животом.

    В начале медитации бывает полезно сделать несколько чуть более глубоких вдохов и выдохов. Для чего? Для того чтобы направить своё внимание в живот и лучше почувствовать эту область. Вы можете сделать прямо сейчас несколько более глубоких вдохов и выдохов, направляя свой ум в область живота. Просто чувствуйте физические ощущения, которые возникают в этой области.

    Когда вы установили контакт с этими физическими ощущениями, вы отпускаете дыхание. Вам больше не надо дышать глубоко. Вам больше не надо контролировать своё дыхание, пытаться что-то с ним сделать. Вы просто отпускаете своё дыхание, позволяя ему вернуться в свой естественный паттерн, продолжая при этом удерживать свой ум в области пупка и наблюдая физические ощущения, которые там возникают. Всем нам необходимо научиться направлять свой ум в различные части нашего тела. В данном случае – направлять и удерживать свой ум в области пупка.

    Главное — это физические ощущения, которые мы здесь пытаемся увидеть. Нет никакого смысла пытаться в медитации смотреть на свой пупок или сидеть с открытыми глазами, пытаясь глазами что-то увидеть. Нет. Мы видим не глазами. Мы видим, чувствуем умом. У нас есть невероятная способность ума – направлять его туда, куда мы хотим его направить. И у вас есть эта способность.

    Прямо сейчас возьмите правую руку, сожмите её крепко в кулак, закройте глаза и почувствуйте свою правую руку, сжатую в кулак. Чувствуете, какие ощущения там возникают? Если нет – сожмите ещё крепче. Чувствуйте свою правую руку. Отпустите кулак, расслабьте ладонь, продолжайте чувствовать свою правую ладонь. Вот сейчас осознайте, что ваш ум присутствует в вашей правой ладони. Видите, у вас есть эта способность – направлять свой ум туда, куда вы хотите его направить. В этой технике дайте задачу своему уму — быть, присутствовать в области пупка и улавливать физические ощущения, которые там возникают.

    Если вы уже попробовали, то наверняка заметили, что это не так просто. Да, вы направляете свой ум в эту область, но что происходит дальше? Дальше ум отвлекается. И он будет отвлекаться. Я прошу вас принять этот факт.  Это не значит, что вы что-то делаете не так, что-то с вами не в порядке или вы не способны. Нет. Просто природа ума – о чём-то постоянно думать, постоянно отвлекаться. Неподготовленный, нетренированный ум постоянно отвлекается.

    Что с этим нужно сделать? Нужно осознать факт этого отвлечения и волевым усилием вернуть свой ум обратно в область пупка. То есть не надо ждать, пока ум нагуляется по своим любимым мыслям, траекториям и от скуки вернётся. Нет. Вам надо сделать это волевым усилием. 

    Как только вы осознали, что отвлеклись, возвращайте свой ум в область пупка. Ум отвлекается опять? Вы это осознаёте, возвращаете его снова в область живота на физические ощущения. Это и есть наша тренировка.

    Вы приходите в тренажёрный зал для того, чтобы потренировать своё тело. И вы делаете, согласитесь, довольно цикличные вещи: берёте гири и начинаете их поднимать однообразно, качая бицепсы. Вы понимаете, что это довольно скучное занятие, но оно тренирует ваше тело. В медитации мы занимаемся тренировкой ума. И каждый раз, когда осознаёте, что отвлеклись, вновь волевым усилием возвращаете внимание в область пупка, вы совершаете ещё одно усилие по тренировке. И чем больше этих усилий вы приложите, тем быстрее натренируете свой ум. Вы будете сами чувствовать, как от одной сессии медитации к другой ваш ум становится более тренированным, послушным и внимательным.

    Сегодня я предлагаю вам качественно поработать. Представьте, что вы пришли на тренировку ко мне. Прокачать не бицепсы, а ум. Итак, поставь таймер — минимум на 20 минут, лучше – на 25 минут, на 30 минут – если ты хочешь по-настоящему хорошо потрудиться. И самостоятельно выполни эту практику.

    Вначале – первые пару минут – я обычно советую настроиться: прикрыть глаза, почувствовать своё тело, ощущения, которые возникают в различных частях тела. Ты можешь сделать практику сканирования ощущений в теле – она помогает своё внимание направить внутрь. И после того как ты настроился, мы приступаем к этой практике. Мы свой ум волевым усилием направляем в область живота и начинаем отслеживать физические ощущения, которые происходят на вдохе и на выдохе.

    Элемент, который будет помогать в медитации

    Игорь Будников читает лекцию про медитацию
    Фото: Личный архив Игоря Будникова

    Мы добавим ещё один элемент, который будет тебе помогать. Когда происходит вдох, про себя  произнеси «поднимание», а когда выдох, произноси «опускание» Поднимание означает, что с вдохом живот слегка расширяется и поднимается, с выдохом — живот опускается. «Поднимание» – ощущения, которые возникают на вдохе. «Опускание» – ощущения, которые возникают на протяжении выдоха.

    Для чего эти словечки – «поднимание» и «опускание»? Это то, что будет помогать тебе реже отвлекаться и быть в более плотном контакте с объектом нашей медитации. Напомню: объект нашей медитации – это физические ощущения, которые возникают в процессе дыхания.

    Второе, что необходимо попробовать сегодня, – это Сатипаттхана. Сати —  такое качество нашего ума, которое делает его очень проникающим и проницательным. И это то, к чему мы стремимся в нашей практике. Вектор нашей работы в этой практике Випассаны заключается в том, что мы стремимся эти ощущения, за которыми мы наблюдаем, приближать всё ближе, ближе и ближе. И это опять же наше волевое усилие.

    Настоящая практика медитации — это очень хорошая тренировка, в результате которой ты можешь с непривычки почувствовать, что реально устал. 

    Потому что в течение сессии ты очень много работал, ум был бодрый, активный и стремился увидеть эти ощущения всё более явно. Это и есть наша основная задача в практике. Мы стремимся вглядываться в эти ощущения всё более пристально, не выпускать их из зоны нашего внимания.

    Следующее – мы стремимся отслеживать ощущения на всём протяжении вдоха, на всём протяжении выдоха. Когда начинается вдох, возникают ощущения. Начались, продолжаются, закончились. Начинается выдох, и ощущения начались, продолжаются, закончились. Наша задача – отслеживать ощущения на всём протяжении вдоха, осознать окончание вдоха на всём протяжении выдоха, осознать окончание выдоха и делать это непрерывно, не прерывать этот процесс осознавания; поднимание, опускание, ощущения на вдохе, ощущения на выдохе.

    Если в течение 20-30 минут ты будешь действительно качественно выполнять эту технику, то увидишь, что твой ум очень хорошо натренируется даже за одну сессию; твоё внимание станет на порядок более проникающим, и ощущения ты начнёшь видеть гораздо более ясно.

    Что ж, сегодня я предлагаю тебе самостоятельно потренироваться, следовать этим инструкциям, наблюдать ощущения на вдохе и выдохе в области живота. Если что-то тебя отвлекает – осознай это отвлечение. На следующем занятии будем более подробно говорить, как работать с этими отвлечениями и как сделать нашу практику более непрерывной.

    Но главное, практика медитации — это в первую очередь практика, а во вторую очередь — теория. Часто есть соблазн читать про медитацию, смотреть ролики, но не делать саму практику. И так не работает. Должен быть хороший баланс между честной практикой и теорией.

    То, что я даю здесь,  — это теория, которую теперь надо применить на практике. На сегодня достаточно. Я не хочу сразу давать много, перегружая информацией. Мы будем двигаться очень постепенно.

    Сегодня у нас такие инструкции – более пристальное вглядывание в физические ощущения, которые возникают в области живота при дыхании. Стремитесь отслеживать эти ощущения на всём протяжении вдоха и на всём протяжении выдоха. Старайтесь глубже увидеть эти ощущения. Если для тебя они становятся ясными, отметь это. Если ты чувствуешь давление в области живота, отметь это: «давление». Продолжай наблюдать ощущения и замечай, как они меняются в процессе практики. Они будут меняться. И если ты чувствуешь, что само дыхание начинает меняться, например, становится более глубоким или, наоборот, более поверхностным, отметь это и продолжай осознавать ощущения.

    На сегодня этих инструкций достаточно. Нам нужен практический опыт, для того чтобы мы смогли пойти ещё дальше, ещё глубже. Поэтому следующий шаг за тобой. Прямо после этих строк ставь таймер на 20-25 или 30 минут и приступай к практике. Я тебя благодарю, до встречи!

    Видеоверсия статьи:

    Два вида медитации

    Автор статьи:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Игорь Будников
    Автор проекта WelcomeBackHome
    Комментарии 0
    отменить

    Получите бесплатные курсы нашей академии

      200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку

      Сообщить об опечатке

      Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

      КурсыКурсы МагазинМагазин Личный кабинетКабинет