- 04 августа
- Читать 17 мин.
Как не впадать в иллюзии ума? Взлом матрицы медитацией Випассана
В современном мире, где информационный поток непрерывно бомбардирует наш разум, сохранение ясности и спокойствия становится важной задачей, с которой под силу справиться медитации. Она не предлагает отрицание реальности или отстранение от жизни. Напротив, медитация помогает видеть мир более ясно и принимать жизненные ситуации с мудростью и спокойствием.
Доброго дня, друзья! Продолжаем наше путешествие в мир медитации.
Положение человека – незавидное. Иногда мы сидим в кинотеатре, загипнотизированные фильмом, который нам показывают. Мы настолько забываемся, что полностью растворяемся в этом сюжете. Мы не ставим под сомнение реальность этого сюжета, мы слишком поглощены событийностью и забываем про себя.
Медитация – это на самом деле революция, взлом системы, матрицы. Это то, что ведёт нас к пробуждению, к освобождению. Но это непростой путь – он требует много усердия, терпения, культивации, определённых качеств ума, которые позволят нам увидеть реальность такой, как она есть.
Ментальный контент
Что мы должны сделать во время медитации? Это переместить фокус нашего внимания с того, на что обычно оно направлено. С контента проживаемого опыта, с его сюжетной, событийной линии. Мы должны переместить фокус нашего внимания на саму структуру.
Представь, учёный задался целью – исследовать природу реальности. Какова природа материи? Он пытается с помощью различных увеличительных приборов – микроскопа, электронного микроскопа – докопаться до мельчайших частиц. То же самое мы делаем в медитации. Пытаемся увидеть, из каких кирпичиков строится реальность. И нам неважно, какого они цвета – зелёные, красные, синие или жёлтые. Наша задача – увидеть, что опыт, который мы переживаем, состоит не из большого количества кирпичиков. Переживаемый нами опыт — это то, что мы должны очень ясно увидеть в нашей практике медитации.
Далее мы постигаем в процессе практики, что все эти кирпичики, в свою очередь, обладают определёнными характеристиками. Видя эти характеристики кирпичиков, из которых состоит наша реальность, мы получаем прозрение: чем же является эта реальность на самом деле.
Что же это за кирпичики? У каждого из нас есть шесть органов восприятия. Про пять всем известно – это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, 6-й – это ум. Согласно буддизму, ум – это ещё один орган восприятия, который генерирует весь этот ментальный контент: мысли, ассоциации, воспоминания, образы.
Чем мы занимаемся во время медитации?
Переходим к сердцу практики – мы учимся тренировать мышцы нашего ума. Как в тренажёрный зал мы приходим для того, чтобы поработать над определёнными мышечными группами: накачать бицепсы, кубики пресса. Так и в медитации мы тоже хотим накачать некоторые качества ума.
Первое качество, которое тренируем, – это наша способность замечать, что происходит сейчас. Сейчас – это всё, что у вас есть. Прошлого нет, будущего нет – это просто концепция. Единственная реальность, которая есть, – это реальность момента здесь и сейчас. Способность заметить/замечать, что происходит сейчас, – это очень важное качество ума, которое тренируется медитацией. Вот что сейчас происходит? Ты можешь прикрыть глаза и просто задать себе этот вопрос: «Что сейчас? Из чего состоит сейчас реальность переживаемого мной опыта?»
Второе важное качество ума, которое тренируется медитацией, – это наша способность распознавать то, что мы замечаем. Это переход на более высокую ступень восприятия. Другая метафора – это отшаг назад от контента того опыта, который мы переживаем. В повседневной жизни мы поглощены контентом переживаемого опыта точно так же, как в кинотеатре: картинкой, звуками, полностью загипнотизированы. В обычной жизни мы отождествлены с нашими мыслями, постоянно находимся в наших мыслях. Отождествлены с реакциями, которые возникают на те или иные раздражители. Никогда не задаём себе вопрос: «Что вообще происходит? Как это всё устроено?» Мы слишком сильно влипаем в контент.
То, что мы тренируем в медитации, – это наша способность отшагивать из переживаемого контента на шаг назад для того, чтобы увидеть, что сейчас происходит, что это за кирпичик переживаемого опыта, который происходит сейчас?
Приведу простой пример. Это, может быть, звучит очень абстрактно, сложно, но на самом деле ничего сложного нет. Это очень простые вещи. Прямо сейчас ты читаешь эту статью, и контент переживаемого опыта заключается в том, что ты видишь экран своего телефона или компьютера, цвет, текст. Это контент того опыта, который ты переживаешь.
Что значит «отшагнуть на шаг назад»? «Отшагнуть на шаг назад» означает, что фокус внимания с внешнего объекта – с экрана монитора – переместился в твой ум и зафиксировал, что прямо сейчас происходит процесс смотрения. То же самое со всеми другими органами восприятия. Там, где ты сейчас, есть ещё звуки, которые тебя окружают. Обрати внимание на них.
Быть растворённым в контенте звуков означает, что прямо сейчас я слышу насекомых, например местных сверчков, которые издают писклявый звук. Слышу этот писк и думаю: «Так, сегодня вроде бы писка меньше. А почему его меньше? Утром был дождь. Наверное, сверчки каким-то образом связаны с дождём». Видишь, я полностью ушёл в контент.
«Отшагнуть на шаг назад» означает, что я осознаю, что прямо сейчас происходит процесс слушания, и моё внимание не переходит на внешний объект, а остаётся внутри. То же самое с физическими ощущениями в теле: мы можем быть в контенте.
Например, ты сидишь, медитируешь и чувствуешь, как у тебя возникла боль в колене. Ты начинаешь залипать в этом контенте: «Боль в правом колене… Правое колено – это же линия отца. Да, действительно с отцом отношения были непростыми. Надо исцелять родовую травму». И ты влип в контент того опыта, который проживаешь.
Отшагнуть на шаг назад — это осознать, что прямо сейчас есть определённый физический раздражитель, активировано восприятие через орган чувства — осязание и есть ощущение в теле. Вот и всё.
Просто ощущение в теле без «почему?», «зачем?», «как?» и «для чего?». То же самое с обонянием. То же самое с восприятием вкуса. И то же самое с нашим органом восприятия ума. Шестой орган чувств.
Как научиться не влипать в контент ума?
Наша задача – научиться не влипать в контент ума. Это сложно, потому что мы полностью поглощены нашими мыслями. Наша задача – научиться отшагивать на шаг назад из этого контента, из тех мыслей, которые во время медитации постоянно приходят. «Не вовлекаться в контент» означает, что, когда приходят мысли, ты осознаёшь их. И всё. Ты осознаёшь, что сейчас есть мысли, но ты не идёшь за сюжетом, который предлагает тебе ум (про сверчков, про колено, про папу, про расставание с бывшим, про кризис, про… 1000 разных историй, которые хочет тебе рассказать ум).
Смотри, наша практика медитации по большому счёту сводится к тому, чтобы замечать, что возникает в настоящий момент, какой из органов чувств активирован, и не попадаться на крючок самого контента. Отшагнуть назад и просто знать, что сейчас слышание, сейчас ощущение, сейчас запах. Неважно, какой запах. Просто осознание того, что твой ум сейчас воспринимает запах.
Наглядный пример
Это то же самое, если бы, сидя в кинотеатре, мы, загипнотизированные картинкой, вдруг начали задавать себе вопросы: «А как устроен этот фильм? Какая структура этого опыта?» Они бы уводили нас от этого фильма. Мы начинаем смотреть в другую сторону и видим проектор, луч света, который проецирует картинки на натянутый экран.
Но если копнуть ещё дальше, то оказывается, что есть слайды этого фильма – кадры, которые между собой никак не связаны. Это просто индивидуальные кадры, которые прокручиваются очень быстро, создавая иллюзию движения. Но если мы копнём ещё глубже, то увидим, что каждый кадр состоит из пикселей. Таким образом, мы уходим из контента фильма и смещаем фокус нашего внимания на видение самой структуры этой реальности. Это то, чем мы занимаемся в этой практике медитации. Я не могу сказать, что это легко. Это очень непривычно. Это примерно, когда ты пришёл в спортзал и взял хилую гирьку, поднял её два раза и чувствуешь, как устал. Форма слабая. Надо тренироваться.
Собственно, этим мы и занимаемся в нашей практике медитации: тренируем свой ум, способность замечать и не вовлекаться в контент – отшагивать назад. Главные качества, которые мы тренируем, — заметить, осознать и отпустить.
Отпустить — это не зависать ни на чём надолго.
Приходит следующий момент? Слышание. Мы вовлеклись в сами звуки. Нам неважно, какие звуки. Мы просто осознали сейчас процесс слышания. А сейчас? Вся медитация – это наше поддержание этих качеств ума в настоящем моменте: что сейчас? а сейчас? а сейчас? что сейчас? И это только начало.
В данный момент мы осваиваем начальную базу. Итак, сидим, свой ум направляем в область живота, волевым усилием удерживая его в области живота. Наша задача – отслеживать физические ощущения, которые возникают на поднимании живота или на его опускании. Про себя мы проговариваем:«Поднимание. Опускание». Но важны не сами слова. Слова как костыль, который помогает нашему уму быть здесь и сейчас, сосредоточиться на физических ощущениях.
Мы наблюдаем физические ощущения такие, какие они есть. Не пытаемся создать какой-то искусственный объект, за которым будем наблюдать. Мы наблюдаем за теми физическими ощущениями, которые возникают сейчас — в таком паттерне, темпе, глубине дыхания.
Я хочу подарить тебе фразу «Сейчас всё есть как есть». Она мой верный спутник последние несколько лет. В течение медитации ты можешь этой фразой себя возвращать в правильный настрой.
Часто в практике мы неосознанно пытаемся контролировать опыт, который переживаем, дыхание, ощущения, настоящий момент. И это происходит неосознанно. Отпускай этот контроль. Вот сейчас всё есть как есть: ощущения такие, какие они есть, дыхание такое, какое оно есть.
Наши ощущения в животе — это наша база, это то, где наше внимание находится по умолчанию. 99% всего времени в медитации наше внимание здесь, в контакте с ощущениями.
Элемент, который помогает быть в контакте с ощущениями
Сегодня мы добавим ещё один элемент в наше наблюдение. Я думаю, ты замечал по предыдущим медитациям, что что-то мешает быть в контакте с ощущениями на 100% постоянно, непрерывно. Хотя к этому, безусловно, стремимся. Каждый раз, когда что-то ещё входит в поле твоего внимания, ты используй эти два качества ума: заметить и осознать, что это.
Приведу пример. Я сижу и медитирую. Поднимание – ощущения в животе. Опускание – ощущения в животе. Поднимание – ощущения. Опускание – ощущения. И вдруг я слышу звук, как Дана играет с матерью. Этот звук входит в поле моей осознанности. Я его заметил. И дальше должен осознать, что это. Это звук. Это слышание. И я не вовлекаюсь в контент: «Интересно, что за игра у них там?» Нет. Я просто осознал слышание и тут же вернулся обратно в точку наблюдения по умолчанию: ощущения на поднимании, опускании.
Далее у меня возникла мысль, которая вторглась в этот процесс наблюдения ощущений: «Чем мы будем заниматься сегодня? Может, поехать к морю? Где мы будем завтракать?» Это произошло. Моя задача – заметить это.
Самое плохое в медитации – это когда ты ничего не замечаешь; когда вошёл в блаженное состояние, больше похожее на погружение в глубокий колодец, в котором тихо, тепло, темно, но ничего не видишь и не замечаешь. Это плохая медитация. Тут не происходит работы.
Хорошая медитация – это не спокойная медитация. Это та медитация, в которой ты хорошо тренируешь свой ум — замечаешь часто, много, быстро.
Быстро – это означает, что ты осознал, о чём думаешь, не спустя 15 минут, а сразу. Не вовлекайся в контент. Не позволяй своему уму уводить себя в раскручивание сюжета. Ты должен быть очень строг со своим умом, когда он начинает свои сказочки.
Сиди и медитируй. Ощущения на поднимание и на опускание. Как только начинает приходить мысль о какой-то жизненной мелодраме (о работе, предназначении, детях, муже), твоя задача — заметить, что ты не в контакте с ощущениями в животе. Далее быстро осознать, что это всего лишь мысли. Не важно, о чём они. Необходимо осознать и моментально вернуть ум в живот: ощущения на поднимание и опускание. Не допускай мыслегона. Быстро верни внимание в живот и продолжай свою практику. Поднимание, опускание – слышание; поднимание, опускание — ощущения. Ты чувствуешь, что у тебя возникло ощущение (в колене боль), заметил это и осознал, что это. Природа этого ощущения какова? Это ощущение в теле. Боль.
Техника «Мысленные ярлыки»
Техника, которую я сегодня предлагаю освоить, называется «Мысленные ярлыки». «Мысленные бирки», если хотите. Смысл этой техники заключается в том, что мы находимся в большем контакте с реальным опытом, который переживаем. Мысли нам в этом помогают. Когда возникают, например, ощущения в колене, просто про себя отметь: «Боль (или щекотка)» или «Ощущение». Этого достаточно.
Когда чувствуем, что в настоящий момент нечто происходит, мы это замечаем и осознаём, и вешаем такую бирочку: «мысли», «мысли». Для чего? Как служит нам эта техника?
Один из моих учителей говорит, что это ясные мысли. Они, как костыли, помогают нам быть в контакте с реальностью, замечать, осознавать и, главное, не вовлекаться в контент, не уходить вслед за этими мыслями. Мы сидим себе спокойно и сознаём ощущения в животе. Мы не открываем глаза, чтобы что-то увидеть. Мысль? Oк. Вернулся. Продолжаем практику.
Что сейчас меня отвлекло? Это ощущение. Осознал, вернулся.
Небольшая ремарка по поводу нашего основного объекта медитации – ощущения в области живота. Нас интересуют физические ощущения. Не пытайся вокруг этих ощущений создавать ментальные истории, рационализировать, анализировать: «Да, я в контакте со своими ощущениями, чувствую, как моя диафрагма двигается. Как с правой стороны она двигается немного не так, как с левой. Возможно, это связано с тем, что я так и не занялась\ся дыхательными практиками, поэтому моя диафрагма зажата. Она зажата, потому что это всё психосоматика». Забудь про свою диафрагму. Забудь про свои лёгкие. Это всё попытка ума осмыслить этот процесс. Нам не нужно этим заниматься в практике. Нам необходимо быть в контакте с конкретными физическими ощущениями, какие они есть сейчас.
Это нормально, если на первых этапах освоения этой новой техники возникнут смутные и неясные ощущения. Это естественно, потому что твой ум сейчас ещё не тренированный. По мере того как будешь прилагать усилия, вглядываться в ощущения, будешь всё более явно их чувствовать.
Уверяю, не так много тренировки нужно для того, чтобы прийти к хорошему качеству восприятия. Но нужно поработать, безусловно.
Что ж, друзья, на сегодня достаточно.
Эта техника требует качественной практики. Не 5 минут, не 10 и не 15. Возможно, ты вдохновишься медитировать недолго (по 20—25 минут, но два раза в день – утром и вечером), для того чтобы получать больше практического опыта, лучше тренировать свой ум и быстрее прогрессировать на этом пути.
Ты можешь пойти дальше — прямо сейчас получить 3 бесплатные аудиомедитации. Тебе будет доступно:
- 3 видеоразминки перед медитацией;
- 3 аудиомедитации;
- 3 лекции к медитациям;
- памятки и руководства в текстовом формате, чтобы ещё больше погрузиться в медитацию;
- дополнительные материалы, которые помогут на пути к самопознанию и развитию.
Что ж, друзья, желаю хорошей тренировки сегодня, продолжим на следующем занятии.