• 06 августа
  • Читать 11 мин.

Медитация дзадзен: что это такое и как практиковать

Обучается на курсах инструкторов по оздоровительному цигун. Член Всероссийской федерации Цигун, оздоровительного Цигун, Даоинь и Тайцзицюань. Сертифицированный инструктор по комплексам цигун: «Ба Дуань Цзин» («Восемь отрезов парчи»); «У Цинь Си» («Игры пяти зверей»); «И Цзинь Цзин» («Основной канон укрепления мышц и сухожилий»). Обучалась в международном лагере стран Brics. Принимала участие в проектах по обмену спортивным опытом с Китаем.

    200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку
    0
    0
    Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите
    Ctrl+Enter

    Нельзя просто сесть и стать просветленным? Можно. Будда именно так и сделал. Но на деле все непросто. Подсказки не помешают. И лучше, если их дадут знающие люди. Ловите инструкции от современных дзен-мастеров.

    О чём пойдёт речь:

    «Будьте своей собственной лампой, своим единственным прибежищем», — это слова Будды. Они актуальны всегда, но особенно в смутные времена — в моменты, когда сложно найти опору во внешнем мире.

    Считается, что именно Будда изобрел дзадзен — сидячую медитацию. Пребывая в ней, он просветлел. Было это ориентировочно в VI веке до н. э. Практика является основой дзен. Но используется она не только по прямому назначению. Даже если к просветлению вы не стремитесь, дзадзен — это то, что стоит попробовать.

    «Регулярная практика дзадзен позволяет в первую очередь успокоить, прояснить ум и обрести реальную устойчивость в условиях непрекращающихся мирских страданий. Секрет в том, чтобы просто сидеть. Не иметь цели или желания получить выгоду. Сохранять повышенную концентрацию», — говорится в инструкциях монастыря Рюмон-дзи (Франция).

    Звучит заманчиво. Кажется, что все просто. На деле… Нет ничего сложнее, чем просто сидеть. Но и ничего невозможного тоже нет. Прежде чем переходить к практике, узнаем чуть больше об истории дзадзен. Это поможет настроиться. Правильный настрой — половина дела. Вторая половина — правильная техника. Ее изучим по инструкциям  дзен-мастеров.

    Немного истории

    Девушка медитирует на лесной поляне
    Фото: ru.freepik.com

    Дзен — это одна из школ буддизма (традиция Махаяны). Слово настолько растиражировано, что его смысл понимают даже далекие от мистико-религиозных идей люди. На бытовом уровне оно употребляется как синоним глубокого спокойствия. «Обрести дзен» — стать безмятежным, устойчивым.

    Сам термин «дзен» — название учения в японской традиции. В китайской — это чань-буддизм. Считается, что его принес в Китай индийский монах Бодхидхарма (V–VI вв. н. э.). Затем традиция распространилась в Корее, Вьетнаме, Японии. Везде она имела свое название. Например, во Вьетнаме это — тхиен. Однако популярнее всех стал японский вариант — дзен. Оба слова от одного санскритского корня — «дхьяна» (созерцание). Именно это и составляет основу практики.

    «Он изучал и практиковал философские течения своего времени — мистиков и материалистов, но никто его не удовлетворил, — рассказывает мастер Жан-Пьер Тайун Фор о пути Будды. — Наконец, отчаянный, но движимый великой решимостью, он сел в позу дхьяны (дзадзен), готовый не двигаться, пока не решит проблему жизни и смерти.

    История гласит, что, пройдя через адские состояния невежества, жадности и отвращения, преодолев все иллюзии, он обрел высший и вечный покой внутри себя. Он достиг своего сердца, изначальной природы, лишенной всякой формы».

    Дзадзен (дхьяна) — сидячая медитация. Это практика всех направлений дзен-буддизма, главная для школы Сото — одной из двух основных в Японии. С 1960-х годов она активно развивается в Европе. Все благодаря мастеру Тайсену Дешимару.

    «Дзадзен — это сложно, я знаю. Но, практикуемый ежедневно, он очень эффективен для расширения сознания и развития интуиции. Дзадзен не только дает огромную энергию, это поза пробуждения. Во время практики не следует стремиться к достижению чего-либо. Объекта нет. Есть только концентрация на позе, дыхании и состоянии ума», — так звучит напутствие мастера Дешимару.

    Сегодня в Европе есть и додзё (залы для медитаций), и дзен-монастыри школы Сото. Ими руководят последователи Тайсена Дешимару. Их инструкциями мы и воспользуемся, чтобы прикоснуться к практике дзадзен.

    Немного практики

    Медитация в стиле дзен
    Фото: ru.freepik.com

    «Дзен очень прост, но одновременно и очень сложен для понимания. Это вопрос усилия и повторения, как сама жизнь. Просто сидите, не преследуя цели и не стремясь к выгоде. Если ваши поза, дыхание и ум находятся в гармонии, вы постигнете истинный дзен. Вы постигнете природу Будды», — говорит монах Косен. На его сайте можно найти подробную инструкцию по медитации.

     Как сидеть, дышать и думать? Что, если не думать никак не получается? Собираем советы монаха Косена и монастыря Рюмон-дзи.

    1.   Про позу

    Сидя в центре «зафу» (круглой подушки), сложите ноги в лотосе или полулотосе. Если лотос не получается, просто скрестите ноги (по-бирмански / по-турецки), но сильно толкайте землю коленями. Таз наклоните вперед на уровне пятого поясничного позвонка.

    Позвоночник нужно хорошо выпрямить. Подбородок немного подвернуть (чуть вниз). Это позволит шее вытянуться. Колени должны толкать землю. Вершина черепа — небо.

    Левую руку положите на правую. Ладони направлены к небу. Большие пальцы касаются друг друга, образуя прямую линию. Руки покоятся на ногах, их режущая кромка соприкасается с животом. Плечи расслаблены. Кончик языка упирается в нёбо. Взгляд расположите примерно в метре от земли. Он должен быть рассеян. Не смотрите ни на что конкретное.

    Зачем подушечка?

    Зафу — это специальное приспособление. Помогает удерживать положение, прижимать колени к земле.

    «Правильное позиционирование таза и регулировка толщины зафу позволяют позвоночнику подниматься к небу, не создавая вредных дорсальных или межпозвоночных напряжений», — поясняет инструкция Рюмон-дзи.

    «Если кто-то спросит, что такое истинный дзен, вам не нужно открывать рот, чтобы объяснить это. Раскройте все аспекты вашей осанки дзадзен. Тогда дует ветер весны и вылупляется чудесный цветок сливы». Мастер Дайти Сокэй 

    2.   Про дыхание

    Дыхание дзен не похоже ни на какое другое. Это очень древний метод. На санскрите он называется «Анапанасати». Практиковать его реально лишь при правильной осанке. Цель дыхания — наладить медленный, мощный и естественный ритм, основанный на мягком, длинном и глубоком выдохе.

    Воздух медленно и бесшумно выходит через нос, в то время как тяга за счет выдоха мощно опускается в живот. В конце выдоха вдох происходит естественным путем. Мастера сравнивают дыхание дзен со стоном коровы или выдохом младенца, который кричит, как только рождается.

    3.   Про состояние ума

    «Сидя в дзадзен, мы позволяем образам и мыслям, возникающим из бессознательного, проходить, как облака в небе — не противопоставляя их, не цепляясь за них. Подобно отражениям в зеркале, эманации подсознания проходят и исчезают. Человек приходит к глубокому бессознательному — истинной чистоте», — так описывает процесс монах Косен.

    Мастера говорят, что подобное состояние естественным образом вытекает из глубокой сосредоточенности на осанке и дыхании. Контролировать работу ума становится проще благодаря улучшению мозгового кровообращения.

    «Во время дзадзен внимание должно сохранять бдительность относительно любой детали, а также дыхания. Именно тогда дух возвращается в тело и реализуется единство. Мысли перестают липнуть друг к другу. Они появляются, ведь такова их природа, но, если внимание удерживается на позе, они бесследно исчезают. Естественно и бессознательно личная воля эго перестает действовать и искать цель. Остается только настоящий момент», — говорят в Рюмон-дзи.

    Немного вдохновения

    Девушка медитирует у водоема в горах
    Фото: jcomp/ru.freepik.com

    Зачем все это? Возможно, вы найдете ответ в словах Будды или Далай Ламы… Возможно, когда-нибудь сами сформулируете что-то подобное… Но пока достаточно и того, чтобы просто взбодриться, вдохновиться и немного успокоиться.

    ***

    «Вы можете потерять только то, за что цепляетесь». Будда 

    ***

     «Нужно глубоко осознавать непостоянство мира». Догэн 

    ***

    «Отпускание дает нам свободу. Это единственное условие счастья. Если в своем сердце вы все еще цепляетесь за гнев, беспокойство или собственность, то не можете быть свободны». Тхить Нят Хань 

    ***

    «Покой и невозмутимость приходят оттого, что вы отпускаете свою привязанность к результату. Освободитесь от предположений, как можно достичь цели. В этом суть принятия». Далай Лама 

    Еще одно название дзадзен — шикантаза. Дословно переводится как «просто сидеть». Тем, кто пробовал медитировать, понятно, что слово «просто» здесь употребляется не как синоним «легко». Скорее имеется в виду отсутствие сложной ритуальности.

    В реальности исполнить тридцать три поклона и прочесть сложную мантру куда проще, чем «просто сидеть». Остаться наедине с собой. Бороться с мыслями, которые никак не хотят отпускать. Не свернуть с пути, когда нет никаких внешних стимулов. Никто не скажет, что вы должны это делать. Из стимулов — только внутренние…

    Именно поэтому дзен-мастера не советуют практиковать в одиночестве. Говорят, что лучше делать это под присмотром — в додзё, на ретрите. Обстановка поможет настроиться. Наставник поправит позу. Но и в этом случае остаться наедине с собой все-таки придется. Даже при внешней поддержке опора должна прийти изнутри.

    Выделить как цитату художественного текста цветом

    Автор статьи:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Ольга Астафьева
    Комментарии 0
    отменить

    Получите бесплатные курсы нашей академии

      200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку

      Сообщить об опечатке

      Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

      КурсыКурсы МагазинМагазин Личный кабинетКабинет