• 29 января
  • Читать 13 мин.

Три недели в монастыре - история о том, как я чуть не "ниббанулся"

Автор проекта WelcomeBackHome
Основатель Академии WelcomeBackHome, автор тренингов по саморазвитию и медитации, преподаватель йоги и пранаямы

    200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку
    П
    рошел уже месяц, как я вернулся со своей первой длительной випассаны. Описывать свой опыт сразу после возвращения не хотелось, а потом стартанула Новогодняя Перезагрузка, занимая все мое время.

    Теперь пришло время поделиться с Вами своим опытом и впечатлениями.

    Конечно, без приключений не обошлось.

    Начну с того, что уже на третий день я сбежал с монастыря, где планировал отсидеть три недели.

    Почему сбежал и что было со мной дальше?

    В этом посте я честно и без прикрас рассказываю о своих приключениях - читайте!

    0
    1
    Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите
    Ctrl+Enter

    Начну по порядку.

    Изначально я планировал пройти месячную випассану в Непальском филиале знаменитого Бирманского монастыря Panditarama, который расположен в небольшом священном для буддистов городке – Лумбини ( Panditarama Lumbini).

    В этом монастыре круглогодично идет випассана, и желающие могут приехать и присоединиться к ритриту на нужный им срок (минимум две недели – максимум полгода).

    Даты для випассаны выбрал с 21 ноября по 20 декабря, чтобы приехать на Панган за неделю до начала Новогодней Перезагрузки, мягко акклиматизироваться после холодного Непала и подготовиться к семинару.

    Но все вышло иначе.


    Совет #1 – Надо согласовывать с монастырем свой приезд как можно раньше, в идеале за месяц-два до предполагаемой даты приезда


    Я этого не сделал и это было ошибкой.

    Только в середине ноября (за 10 дней до даты приезда) я отправил письмо по электронной почте в непальский монастырь. В ответ – тишина. Кстати, до сих пор я так и не получил от них ответа 🙂

    Монастыри не самые легкие на контакт заведения. Позвонить им нельзя, на сайте они предлагают олдскульный вариант связи – отправить им письмо по почте. Индийской почте. Одним словом, этот вариант мне не подходил, а ехать в Непальскую глушь без подтверждения, что меня там ждут, я не рискнул.


    Совет #2 – Лучше иметь запасной вариант


    У меня его не было.

    Понимая, что в Непал я уже не попадаю, я стал срочно искать альтернативные варианты, где еще можно пройти длительный ритрит.

    В очередной раз посоветую вот этот справочник по ритритам в Азии, который может послужить хорошей отправной точкой в поиске места для випассаны в Азии.

    Круг стран в моем поиске был ограничен: проходить ритрит в Индии не хотелось – месячных скитаний по стране было достаточно на тот приезд.

    Бирма не подходила – туда нужна виза. Ни времени, ни желания ее делать не было.

    В самом Непале кроме Panditarama ничего примечательного не обнаружилось.

    Тайланд выглядел оптимальным вариантом.

    Во-первых, здесь есть несколько монастырей, предлагающих длительные курсы – в среднем от 21 до 26 дней. Во-вторых, из-за логистики – удобно добираться до Пангана после окончания ритрита.

    Я просмотрел несколько вариантов на севере Тайланда и мой выбор пал на международный медитационный центр под названием Wat Chom Tong.

    Уже поздней ночью отправил им письмо, по опыту общения с непальским монастырем не надеясь на оперативный ответ. Написал и лег спать.

    Был приятно удивлен, обнаружив утром в почтовом ящике ответ. Он пришел спустя 30 минут после моего письма – в полтретьего ночи.

    Писали – “есть комната с 27го декабря, приезжай!”

    Я воспринял это как Знак – если все так легко складывается, значит, как раз туда мне и надо.


    Совет #3 – Выбирайте место для випассаны (особенно длительной) так же тщательно, как Вы бы выбирали ВУЗ


    Внимательно прочитайте ВСЕ отзывы, которые сможете найти в интернете. Учитывайте, что большинство отзывов будут на английском языке. В отзывах стоит обращать внимание на конкретику и специфические детали: условия жизни, еда, режим дня, климатические особенности, процесс обучения, что взять с собой и т.д. Отзывы в духе “это был лучший опыт в моей жизни” мало что дают в плане понимания, к чему готовиться.

    Я этого не сделал.

    Быстро пробежался по отзывам в интернете и наткнувшись на фразу “Гоенка по сравнению с этим монастырем – детский сад” успокоился – это как раз то, что мне надо, еду!

    Монастырь #1 – Wat Chom Tong

    Из Дели мы с Наташей прилетели в Бангкок, там наши пути разошлись – я сразу же улетел на север в Чианг Май, а Наташа на юг – на Панган.

    К назначенному сроку я был с вещами на месте – в небольшом городке Chom Tong в 70 км от Чианг Мая, где располагался международный медитационный центр, так радушно меня принявший после холодного молчания Непала.

    Меня встретила помощница учителя медитации и проводила в мою комнату.

    Условия размещения просто роскошные: каждому медитатору предоставляется отдельная просторная комната с кухней, мебелью и вентилятором:


    К сожалению, на этом перечисление достоинств центра заканчивается.

    Признаюсь, место мне не понравилось – не мое.

    Вот только несколько пунктов:

    Не было атмосферы ритрита. Медитационный центр не изолирован от города. Монастырь стоит прям на главной дороге и каждый день туда привозят на автобусах толпы туристов. Соблюдать одно из главных правил випассаны – молчание – в таких условиях невозможно.

    Очень шумно: звуки обычного тайского поселка – разговоры и смех местных жителей, звуки проезжающих мопедов, стройка прям через дорогу от медитационного зала… Помимо этого, в зале мы должны были ходить со своими будильниками, чтобы отмерять длительность своих сессий (от 15 минут до часа). В итоге каждые 10 минут звонил чей-нибудь будильник…

    Не было групповой работы. Не было лекций. По сути, каждый медитатор практиковал индивидуально, кто-то даже не выходил из своей комнаты. На ритритах очень важна групповая энергетика, поддержка группы, этого здесь не хватало.

    Инструкции по медитации догматичные, если не сказать сектантские. Из серии: – при ходячей медитации руки должны быть за спиной, правая ладонь держит левое запястье.

    • А менять захват можно? – Нет, в нашей традиции это не допускается!
    • Ну-ну, просветление гарантировано!

    Не было вегетарианской еды. Вообще, с едой дела с едой обстояли очень странно. Кормили дважды – завтрак в 7 утра и обед в 11. Еда скудная – рис и суп на завтрак, рис и суп на обед.

    Общепринятое в традиции теравады правило – никакой еды после полудня – здесь было сильно извращено: разрешалось есть все, что якобы таят во рту и не требует жевания: йогурт, шоколад (главное чтобы без орехов), сыр (?!), мороженое, фруктовые шейки… Кроме того, в течение дня можно пить чай и кофе, поэтому часто медитаторы зависали в кофейне на площади перед монастырем.

    Принципиальным моментом для меня (из-за чего я, собственно, и решил оттуда сбежать) оказалось отсутствие вегетарианской еды.

    На кухне было разделение на вегетарианский и невегетарианский стол, но по факту это разделение было чисто символическим: на всех готовили один большой котел с мясом, потом делили его пополам и кое как вылавливали куски мяса из одного из них – так получался вегетарианский вариант.

    Выловив на третий день из своего “вегетарианского” супа шматок мяса с кожицей, я ясно осознал – отсюда надо валить. Еще 20 дней в этих условиях – совсем не тот опыт глубокого погружения в себя, о котором я мечтал.

    Это было 30 ноября и я вспомнил, что на следующий день начинается 10 дневный ритрит в монастыре Суан Мок на юге Тайланда, о котором я слышал много хороших отзывов.

    Что же делать?

    Решение было принято стремительно – уже через час я ехал в аэропорт.

    Авторский курс
    Курс по медитации - ПРОСТО ПРОДОЛЖИ

    Сформируйте устойчивую привычку к медитации и позвольте ей трансформировать вашу жизнь.

    Все курсы

    Монастырь #2 – Wat Suan Mokkh

    Следующим утром я был на другом конце Тайланда и одним из первых зарегистрировался на десятидневную випассану в Суан Моке.

    Первые впечатления: после долгих скитаний и разочарований я, наконец-то, оказался в правильном месте!

    Я не мог сдержать слез радости. Селфи перед сдачей ценностей на регистрации:


    Суан Мок – потрясающе красивое место. Медитационный центр расположен в тропических джунглях и занимает огромную территорию со своими прудами, садами, газонами и даже горячими источниками (да-да, это не опечатка!).



    По территории центра раскиданы пять залов для медитации. Вот этот просторный и хорошо вентилируемый зал был основным – медитировали прям на песке:



    Больше всего мне понравился уединенный зал для медитации, который стоял на сваях посреди живописного пруда:


    Каждому участнику выделяется хоть маленькая, но зато своя отдельная келья. Ставший известным на всю страну основатель центра Аджан Буддадаса был сторонником простоты, поэтому интерьер комнат подчеркнуто аскетичен: бетонные стены, бетонная скамейка для сна и деревянная подушка:


    Короткая справка:

    Ежемесячные десятидневные ритриты проводятся в Суан Мокхе уже более 20 лет и этот центр пользуется большой популярностью у иностранцев, собирая каждый месяц более ста участников со всех концов планеты. Предварительно зарегистрироваться на ритрит не получится – нужно явиться лично и записаться в порядке живой очереди.

    Стоимость участия в ритрите фиксированная – 2,000 бат (это примерно $65). В эту сумму входит проживание, питание и обучение медитации.

    В Суан Мокхе большой % уходов. Например, в нашем наборе из 130 человек, записавшихся на курс, до финиша дошли только 95! Честно говоря, не знаю, чем это объяснить – возможно, не всем по вкусу аскетичные условия проживания и питания.


    В Суан Мокхе особенно глубоко ощущается связь с природой, с восходом и закатом Солнца, с циклами Луны, звездами, Землей.

    Все 10 дней я ходил босиком. Как здорово ходить босиком по земле, по траве, по утренней росе! А какое блаженство после дня интенсивной практики опустить свое уставшее тело в горячие воды источника и смотреть через клубы поднимающегося от воды пара, как восходит Луна и появляются первые звезды…


    Каждое утро я наблюдал, как всего за три часа внутри меня происходит алхимия – превращение из животного в человека.

    В четыре утра, когда звенит утренний гонг, сознание вялое, сонное, омрачено животными инстинктами: “спать охота, какая еще медитация в такую рань, какое развитие?!”

    Невозможно представить, что уже к семи утра сознание полностью преобразится, когда после утренней медитации и двухчасовой йоги ты идешь босиком по росе на лужайку, чтобы встретить восходящее солнце, и твое сознание наполнено светом, блаженством, ясностью и бодростью, а каждая клеточка тела вибрирует от любви и благодарности за это волшебное утро, за эту чудесную жизнь, за возможность развиваться…

    Каждое утро меня поражала эта внутренняя трансформация!

    Конечно, сверхсознание требует усилий и не достижимо без маленьких ежедневных подвигов: ранних подъемов, внутренней работы, преодоления в себе животного начала, утренней практики.

    Но именно эта удивительная способность преображать свое сознание делает из нас людей и дает нам право называть себя homo sapiens.

    В Суан Моке мне понравилось – рекомендую!

    Конечно, там тоже есть недочеты, вот что я для себя отметил:

    • слабое объяснение техники медитации. Поэтому не советую этот центр совсем новичкам.
    • занудные академические лекции по буддизму (dhamma talks) – их ставили в записи дважды в день. На мой взгляд, задача таких бесед, в первую очередь, вдохновлять людей на самоотверженную практику. Хороший показатель – это когда человек, уже твердо решивший покинуть ритрит досрочно, после такой беседы настолько заряжается оптимизмом и уверенностью в себе, что в итоге решает остаться. Тут же лекции были в формате “тихий час”. Может, именно поэтому такой высокий % уходов?
    • много лишней болтовни. Помимо двух часов лекций еще раз пять в течение дня приходил кто-нибудь из местных монахов сказать на ломаном английском напутственные слова минут на 10-15. Очень утомляет и выбивает из потока практики.
    • не практиковали полноценную метту (медитацию на развитие любви и сострадания. По моему опыту, это лучшая психическая и эмоциональная разгрузка в конце тяжелого ритритного дня. Здесь же было лишь жалкое подобие метты – перед вечерним чаем все на пять минут вставали и механически бубнили “пусть все будут счастливы” и бежали в столовку. Совсем не душевно.
    • не соглашусь с Гоенкой, выступающим против совмещения на випассане медитации и других практик таких, как йога. По моему опыту, йога идеально дополняет медитацию: отлично подготавливает тело, дает заряд бодрости и энергии на весь день.
    • на мой взгляд, есть техники медитации глубже и интересней, чем бирманский стиль, который дается на гоенковской випассане
    • я бы включил в ежедневную программу практику метты – медитации на развитие любви и сострадания. У Гоенки метту практикуют только в последний день
    • слушать лекции в записи на кассете и общаться с живым человеком – две совершенно разные истории. Одна из причин, по которой я бы не поехал второй раз на гоенковскую випассану – нет желания слушать повторно те же самые лекции.
    Похожая статья
    Прочитано 0%
    • 03 сентября
    • Читать 14 мин.
    • 32.25k
    Похожая статья
    Прочитано 0%
    • 15 июля
    • Читать 17 мин.
    • 364

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Игорь Будников
    Автор проекта WelcomeBackHome
    Комментарии 1
    отменить
    • 0
      Владимир

      Благодарю, и беру на заметку.

      Ответить

      200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку

      Сообщить об опечатке

      Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

      КурсыКурсы МагазинМагазин Личный кабинетКабинет