- 05 июля
- Читать 17 мин.
Бусидо: 14 принципов самурая, которые улучшат вашу жизнь
Ваш путь — постоянное самосовершенствование, развитие, преодоление сложных вершин и постановка новых целей? Честь и долг не пустые слова для вас? Это говорит о том, что ваши жизненные принципы совпадают с Кодексом чести японских самураев — бусидо.
Что такое бусидо?
В 645 году престол императора Японии занял тридцать шестой правитель страны, Котоку. Именно к этому периоду историки относят начало формирования сословия самураев, которое существенно повлияло на японский менталитет в целом.
Изначально слово «бусидо» означало «путь коня и лука». Впоследствии его границы обозначились еще более четко: самураи («буси») — профессиональные воины; «до» — путь, учение. Таким образом, бусидо — Путь самурая.
Философия бусидо — мужественных, смелых, ответственных воинов — формировалась в течение столетий. Сегодня многие ее принципы остаются актуальными для носителей японской культуры. И не только для них.
Философия Востока
Самураи в Японии проделали большой путь от обычных воинов до господствующего сословия в стране. Почему так?
Во-первых, надо вспомнить, что в эпоху перехода от родоплеменного к феодальному строю они сыграли прогрессивную роль. Будучи воинами на службе даймё (господина), самураи способствовали установлению новых общественных отношений.
Самураи оказывали огромное влияние на развитие Японии — со Средних веков и вплоть до Второй мировой войны. В течение этого времени их мировоззрение оформилось в виде неписаного Кодекса чести самурая — бусидо.
Он возник не одномоментно. История Востока — это в первую очередь история религии, философии. Некоторые из этих учений оказали сильное влияние на становление бусидо.
Дзен-буддизм
Буддизм получил свое название по имени человека, считавшегося его основателем, — Сиддхарты Гаутамы (Будды). Он был принцем в Индии. В какой-то момент юноша узнал, что в мире существуют бедность, несправедливость, горе. Тогда он покинул дворец, стал отшельником, достиг просветления и в 35 лет начал проповедовать открывшуюся ему Истину.
Созерцательность, медитация, отказ от страданий, просветление в процессе достижения нирваны — важные черты направления «дзен» в буддизме, которое первоначально зародилось в Китае примерно в V–VI веках н. э.
Дзен-буддизм оказал огромное влияние на формирование бусидо, потому что важная часть учения — о том, как не изменять своему выбору, не сворачивать, идти до конца. При этом жизнь воина ничто в сравнении с целью, жизнь и смерть (здесь мы вряд ли согласимся с самураями) — только этапы на пути к ней.
Собственно, в этом и состоит Путь самурая: в ситуации выбора между жизнью (личное) и смертью (благо других) воин обязан выбрать второе. Для достижения такого состояния духа и нужно все остальное: медитация, саморазвитие и т. д.
Еще одна важная идея, которую самурайство почерпнуло из дзен-буддизма, — принципы строгого самоконтроля. Самурай обязан владеть собой! Это одна из ключевых добродетелей истинного воина.
Из дзен-буддизма в бусидо пришли практики медитации. В этом случае их цель — бесстрашие перед лицом смерти (что важно для воина, защищающего интересы своего даймё), отсутствие привязанности к земному, готовность к достойной встрече со смертью.
Конфуцианство
Это тоже не религия как таковая. Этико-философская система названа по имени основателя, китайского философа Кун Фу-цзы (в европейской традиции — Конфуций). Его имя переводят как «Учитель из рода Кун».
Конфуций заложил основу системы морали, которая повлияла на Кодекс самурая. Верность долгу, храбрость, непрерывное самосовершенствование, почитание старших, умение отказаться от земных благ — все это в бусидо привнесло именно конфуцианство.
Важная составляющая конфуцианства — мудрость, передаваемая от поколения к поколению. По мысли Кон Фу-цзы, идеальное государственное устройство — то, в котором уважают и слышат мудрецов, философов, ученых.
Также в Кодекс бусидо из конфуцианства пришли представления о человеколюбии, справедливости, честности, скромности. Все они почитались как необходимые каждому воину добродетели. Без них невозможен истинный самурай.
Сами самураи, однако, не особо жаловали конфуцианство — как и философию вообще. Они считали книги и все, связанное с ними, уделом «книжных червей». Истинное же предназначение воина — борьба. Так что, можно сказать, мудрость самурая носит вполне прикладной характер.
Этот подход, кстати, определил и вектор развития японской культуры в целом. Поскольку занятия искусством и литературой считались недостойными благородного мужа, то мы имеем интересный парадокс: практически вся древняя японская литература создана двумя дамами, Сэй Сёнагон и Мурасаки Сикибу.
Итак, дзен-буддизм, синтоизм и конфуцианство — те три источника, которые на протяжении веков питали самурайскую мораль. Теперь — подробнее о самом бусидо.
Синтоизм
Древнейшая японская политеистическая культура. Ее история насчитывает 2500–3000 лет — больше, чем основные мировые религии.
Синтоизм не религия в нашем представлении. Его можно назвать мировоззрением, системой взаимоотношения человека с окружающим миром. В основе синто — обожествление сил природы.
Синтоистский пантеон похож на наивные представления, существовавшие у всех народов мира. Верховные божества здесь — богиня солнца Аматэрасу, бог дождя Сусаноо, бог риса и земледелия Инари.
Сторонники синтоизма, как и других языческих культов, запросто общаются с духами, в том числе духами предков; проводят магические обряды.
Важная часть верования — противостояние добрых сущностей Ками (神) и темных, негативных Они (鬼). Задача человека состоит в том, чтобы взрастить Ками, преодолев Они: жить в мире и гармонии с собой, людьми и окружающим миром.
Все это в той или иной мере «перекочевало» в бусидо. Наиболее выраженный принцип синто — почитание старших, любовь к своей стране, ее традициям.
Тысячелетний «стаж» не отменяет актуальности синто — до сих пор в стране насчитывается до 90 000 синтоистских святилищ. Среди них есть и природные объекты — деревья, водоемы и др.
В японских домах и сегодня есть небольшие алтари для общения с духами предков — символы связи поколений. Здесь она особенно ощутима.
Принципы бусидо
Как вы уже поняли, восточная мораль вообще очень существенно отличается от европейской. То, что для нас — абсолютная норма, для самурая может быть позором. И наоборот: самурайская добродетель далеко не всегда понятна и близка человеку европейской культуры.
И все же есть определенные общечеловеческие подходы, которые особенно ярко и рельефно отражены именно в бусидо.
Честь. Этому понятию отводится важная роль во всех религиозно-философских учениях Востока. По сути, честь — «лицо». Но не только одного человека — социума в целом.
В бусидо честь — основополагающая, сущностная характеристика самурая. Воин не может, не имеет права поступить бесчестно, поставив под удар не только себя, но и господина, и других людей.
При этом главное, основополагающее — внутренние убеждения самого самурая. Ему не важно, что скажут или подумают окружающие. У него существует твердый внутренний стержень, просто не позволяющий поступить иначе, чем руководствуясь соображениями чести.
Долг. Изначально в японском языке слово «гири» означало «справедливый принцип» и подразумевало в первую очередь помощь родителям и другим людям старшего поколения.
В бусидо понятие долга расширило границы. Словом «гиси» стали называть верного вассала, слугу своего господина, человека, для которого честь и долг — главные свойства характера. Долг для самурая — святое, он значительно выше чувств, эмоций («ниндзё») — всего личного, что есть у человека.
В этом, кстати, принципиальная разница между самураями и средневековыми европейскими рыцарями. Первый умирает за то, чтобы сохранить честь, остаться верным долгу и своему господину; для второго эти качества тоже, бесспорно, важны, но еще важнее честь прекрасной дамы. За нее действительно можно отдать жизнь.
Верность и справедливость. Самурай должен полностью отрешиться от личных интересов. Его жизнь — это служение: господину (даймё), обществу, окружающим. Для нас такой подход может показаться странным, а в восточной традиции — беспрекословная норма.
Однако верность в бусидо — это не слепое следование любому приказу вассала. Если тот ошибается, долг вассала — убедить господина в том, что он неправ. То есть самурай справедлив, а это и высочайшая ответственность, и логика, и нравственный выбор. Правда же, не самые бесполезные свойства?
Честность. Прямота, открытость обязательны для самурая (конечно, не только для него). В русском языке слова «честность» и «честь» однокоренные. Однако есть нюансы, которые как раз отлично прослеживаются на примере бусидо.
Самурай не может лгать! Это категорическое требование отражено в поговорках «Сказать и сделать — одно и то же», «Слово самурая свято» (Буси ва ги гон наси). Свято настолько, что не нужны никакие письменные обязательства или клятвы. Нарушить данное обещание?! Истинный самурай предпочтет смерть позору.
Самурайская этика в этой части настолько сильно повлияла на национальный менталитет в целом, что в японском языке вообще отсутствует слово «ложь». Его синонимы — «макото», «хонто», которые переводятся примерно как «отрицание правдивости».
Достоинство. То свойство, которое не позволяет самураю терпеть оскорбления. Оно идет рука об руку с предыдущими — справедливостью, честностью — и заставляет воина давать ответ на любые проявления их антиподов: несправедливости, обмана.
Человек, осознающий свое достоинство, никогда не опустится до фамильярности, панибратства. Он будет выстраивать отношения с окружающими, соблюдая дистанцию, но без высокомерия, а уж тем более — презрения к ним.
Мужество, сила, решительность. Вся жизнь самурая — это ежедневный риск. Чтобы достойно ответить на любые вызовы, человек должен быть сильным, смелым, мужественным, решительно вступать в бой.
Главная доблесть самурая — победа над противником. А ее невозможно одержать, не обладая одновременно мудростью, умением четко просчитывать свои действия. Поэтому плох тот воин, единственное оружие которого — грубая физическая сила и неоправданный риск.
Яркий пример — история, по легенде, произошедшая с князем Такэдой Сингэном. Заклятый враг однажды прокрался в шатер князя и занес над его головой меч. Не меняясь в лице, Такэда отразил нападение своим железным веером и, пока его охрана спешила на помощь, сочинил стихотворение.
Эта легенда иллюстрирует, как истинно самурайские черты — мужество, уравновешенность, отсутствие страха смерти — помогают не просто выжить, но и остаться человеком даже перед лицом смертельной опасности.
Бдительность. Без нее самураю не выжить. Надо внимательно оценивать, кто приближается к твоему господину, с какими намерениями. Видеть, слышать, понимать, всегда быть начеку. Истинная же бдительность в том, чтобы стать подозрительным, отличая настоящую угрозу от своих представлений о ней.
Такое свойство характера не помешает и современному человеку. Хорошие привычки — держать в надежном месте документы, деньги; умение отличать мошенников и не попадаться на их удочку. Это все — бдительность.
Самообладание. Чтобы побеждать врага, самураю необходимо отлично владеть собой. Хладнокровие в любых ситуациях, точный расчет, несмотря ни на что. Все это входит в понятие самообладания.
Согласитесь, это свойство необходимо каждому, вне зависимости от его принадлежности к той или иной культуре. В общем, «учитесь властвовать собой» — не повредит всем нам.
Золотая середина. Мера всего. Для самурая важно руководствоваться принципом необходимого и достаточного, не испытывать привязанности к материальному, земному.
Не относится это только к воинскому искусству и силе духа — здесь надо стремиться к максимальным достижениям, быть первым среди лучших, превосходить других и непременно побеждать.
Сегодня мы бы сказали, что такие качества личности, как целеустремленность, упорство в достижении цели, необходимы человеку больше, чем признание его заслуг. А принцип Золотой середины не помешает нам в любых сферах жизни: в быту, в семье, в еде и потреблении в целом.
Милосердие, сострадание. Умение сострадать не только ближнему, но и противнику, пусть даже поверженному, — одна из нравственных основ бусидо. Самурай не должен получать удовольствие при виде страданий других людей!
Такой подход сегодня как никогда востребован и необходим. Причем не только на поле брани; неплохо вспоминать об этом даже во время простой словесной перепалки в соцсети. Словом можно окрылить, а можно и ранить. Не забывайте!
Уважение. Это свойство самурая неразрывно связано с предыдущим — состраданием. Относись к противнику с уважением. Любая битва должна быть честной. Такими жесткими максимами руководствовались средневековые воины. И тем самым устанавливали высокую нравственную планку для современников и потомков.
Безусловное уважение в самурайской этике распространяется на всех окружающих: друзей и врагов, ближних и дальних. Уважение к старшим, сыновняя почтительность — бесспорная основа всех действий; к равным себе, братская любовь — норма отношений; к младшим — забота, наставничество.
В отношениях с людьми не надо быть слишком нетерпимым или, напротив, дозволять все. Уважение подразумевает, что обе стороны руководствуются одними принципами, то есть уважают друг друга.
Принципы. Наличие собственной точки зрения и умение ее отстаивать необходимо самураю. Установки, которые впоследствии станут его жизненными принципами, он усваивает очень рано. Ведь личность истинного воина начинает формироваться буквально с рождения.
Инициативность. Настоящий самурай должен самостоятельно принимать решения, уметь просчитывать риски и нести ответственность за последствия своих действий. В бою важно действовать хладнокровно, а чтобы одержать победу, необходимо действовать быстро, брать инициативу в свои руки.
Значимая ремарка: любая самурайская инициатива не означает несдержанности, излишней самоуверенности. Все строится на умении точно просчитать как собственные действия, так и возможный ответ противника.
Умеренность. Эта добродетель распространяется абсолютно на все сферы жизни. Неумеренность в еде, безрассудство в отношениях, чрезмерное рвение к материальным благам порицаются Кодексом бусидо.
Но были у самураев и безусловные драгоценности: меч, зеркало и ожерелье из яшмы или нефрита — магатама.
Меч — основной символ самурайства. Его ценность была безусловна — он помогал воинам защищать Японию и господина от врагов.
Зеркало для японцев символизировало богиню солнца Аматэрасу. Оно ассоциировалось со светом, теплом. Самураи считали его оберегом, дающим силу, мудрость, защищающим от неожиданной гибели.
Ожерелье (или просто камень яшмы, нефрита) также оберегало воинов в бою, служа символом добродетели, милосердия, совершенства.
Все эти предметы считались дарами богов, почитались и свято оберегались самураями.
Далеко не все положения бусидо актуальны сегодня — это естественно. Жизнь людей в XXI веке сильно отличается от той, которая была несколько столетий назад. Вряд ли современные японцы следуют правилу «во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону жилища господина».
И это понятно: любые традиции ценны и необходимы только тогда, когда они становятся нравственной основой жизни потомков.
Так, как стали этой основой ключевые положения Кодекса чести самурая. Представления о честности, долге, справедливости как главных добродетелях актуальны и сегодня. Ведь это бесспорные общечеловеческие ценности. И следование им может улучшить жизнь как отдельного человека, так и общества в целом.