- 12 июня
- Читать 16 мин.
Инь и ян: как наконец разобраться, о чем это
Каждый видел этот символ. Каждый уверен, что в общих чертах понимает его значение. Именно в этих «общих чертах» и кроется подвох. Смотреть нужно глубже. В чем суть теории, а также как ее понимание вам поможет?
«Жизнь черно-белая» — такова примитивная трактовка символа инь и ян. Есть светлая сторона, есть темная. В первом случае речь о чем-то хорошем, во втором — о плохом. Взяв эту мудрость на вооружение, попавший в передрягу человек решает стиснуть зубы и терпеть. Ждать светлую полосу. Иногда он выбирает другой сценарий — бороться. Пытаться притянуть свет своими силами.
Противопоставление света и тьмы, добра и зла — подход западной цивилизации. Китайцы предлагают смотреть иначе. Приглядитесь к символу. В черном сегменте вы увидите белую точку, а в белом — черную.
Темная полоса вашей жизни уже сейчас перерождается в светлую. При этом без одной не было бы и другой. Нет смысла стискивать зубы. Расслабьтесь. Позвольте природе реализовать свой гениальный план. В чем он состоит? На этот вопрос и отвечает теория инь и ян. Как помочь природе с его реализацией? Здесь у ее адептов наработки также имеются.
Что означает инь и ян: немного истории
Концепция инь и ян — изобретение китайских философов. Их попытка понять происхождение и законы существования Вселенной. Выявить принципы создания гармонии (равновесия, жизнеспособности). И речь не об умозрительных идеях. Китайцы подошли практично. Поняв первопринцип, они стали применять его повсеместно: от саморазвития до кулинарии. С чего все началось и как развивалось?
От простого к сложному
«Вероятно, изначально концепция инь и ян возникла в связи с наблюдениями крестьян за сменой дня и ночи, — говорит эксперт по традиционной китайской медицине Джованни Мачоча. — День соответствует ян, а ночь — инь, и тогда активность — это ян, а отдых — инь. Эта мысль легла в основу первых наблюдений за бесконечным чередованием двух циклически сменяющихся стадий в природе любого явления».
Дальше все усложнялось. Первые упоминания концепции относят к 700 году до н. э. и трактату «И Цзин» («Книга перемен»). Привычного нам черно-белого круга там еще нет. Ян графически изображается как сплошная линия, а инь — прерванная. Различные их комбинации отражают все явления мира. Здесь мы видим, как теория выходит за рамки поверхностных наблюдений за сменой дня и ночи. Появляется идея о промежуточных состояниях. Графически она закреплена в комбинациях «иньских» и «янских» проявлений.
«Объединение прерванной и целой черт в пары составляет четыре диаграммы, представляющие крайний инь, крайний ян и два промежуточных состояния, — поясняет Джованни Мачоча. — Добавление еще одной черты увеличивает число возможных комбинаций до восьми триграмм.
Наконец, комбинации восьми триграмм между собой дают 64 вариации гексаграмм. Они символизируют все явления в мире и показывают, что все зависит прежде всего от двух противоположностей — инь и ян».
По пути к «Великому пределу»
Теперь к наблюдению крестьянина за тем, что день сменяется ночью, добавились уточнения — это происходит не сразу, а постепенно. Полночь — это крайний инь, но через мгновение ян начинает отвоевывать у него позиции.
Обе стадии — два качества одного явления. В данном случае день и ночь — это цикл смены суток. Любое явление может находиться на своей «янской» или «иньской» стадии. При этом в нем всегда будет капля противоположности.
Активная разработка теории шла в период Сражающихся царств (476–221 годы до н. э.). Занималась этим школа Инь-ян цзя. Позже ее адептов стали называть натурфилософами. Они призывали жить в гармонии с природой. Предлагали использовать подсмотренные у нее механизмы на благо человека. Им же принадлежит разработка теории У-Син («Пять элементов»), которая тесно связана с инь и ян.
Позже идею развивали другие школы. В частности, авторство популярного символа — черно-белого круга «Тай-Цзи» — приписывают неоконфуцианцам. Востоковед Алексей Маслов считает, что идея была взята у буддистов, использующих мандалы. Время создания — I–III века н. э. Название символа переводится как «Великий предел». Он графически запечатлел пик развития теории. В нем вся ее суть и инструкции по применению.
Чуть больше теории
«Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга», — говорит Лао-Цзы в главном даосском трактате «Дао дэ Цзин».
Разные проявления одного
Эти слова легендарного философа также иллюстрируют принцип взаимодействия инь и ян. Речь не про противопоставление добра и зла. Все глубже. Без первого не было бы и второго. Более того, оба — проявления одного. Как это? Для наглядности представим гору под лучами солнца. Один ее склон освещен, а другой в тени. Их взаимодействие — отражение концепции инь и ян.
«С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны. Их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона», — поясняет Алексей Маслов.
Метафора не случайная. Тут мы делаем дополнительный реверанс в сторону истории. Этимологически понятия «инь и ян» именно это и обозначали — два склона одной горы. Инь — теневой, ян — освещенный солнцем.
Какая разница
Итак, инь и ян — это две стадии циклического движения. Они одновременно едины и противоположны. Эта идея сложна для человека западного мира. Особенно непросто понять, почему в этой ситуации мы имеем четкие пары противоположностей…
«Западная логика основана на противопоставлении различий: это фундамент логики Аристотеля, согласно которой пара противоположностей (например, «стол квадратный» и «стол не квадратный») не могут быть истиной одновременно. Эта мысль господствует в западном мышлении более двух тысяч лет, — говорит Джованни Мачоча. — Китайская концепция инь и ян радикально отличается от этой системы мышления.
Инь и ян представляют собой противоположные и дополняющие друг друга качества. Каждое явление может быть самим собой и своей же противоположностью».
Что же относится к инь, а что к ян? Базовую логику мы проследили на примере дня и ночи. Принципиально она не меняется. Разве что иногда кажется нам не совсем очевидной.
Очень простые пары:
Ян / Инь
Небо / Земля
Солнце / Луна
Свет / Тьма
Яркость / Тень
Деятельность / Отдых
Пары посложнее:
Ян / Инь
Время / Пространство
Восток / Запад
Юг / Север
Левый / Правый
Круглое / Плоское
«Небеса несут Солнце, Луну и звезды, по движениям которых разрабатывался календарь, поэтому время было отнесено к ян. Земля была разделена на поля, и пространство было отнесено к инь, — поясняет Джованни Мачоча. — Так как солнце восходит на востоке и заходит на западе, восток — это ян, а запад — инь. Если смотреть на юг, то восток будет по левую руку, а запад — по правую. Поэтому левое относится к ян, а правое — к инь».
Некоторые вещи попали в свою категорию по логике, которую без контекста вообще не понять. Например, форма круга была закреплена за ян по причине того, что к нему относится небо. Древние видели небесный свод как круглую сферу. Отсюда и принадлежность данного вида геометрии к «янскому» началу.
При всей условности некоторых соответствий принцип разделения понятен. В категорию ян попадает все активное, стремящееся вовне, светлое, теплое, полое (пустое). Это сила, которая дает толчок новой жизни (зарождает). Мужское начало.
В категорию инь попадает все пассивное, тугоподвижное, плотное, внутреннее, темное, холодное. Отвечает за выращивание новой жизни (растит). Женское начало.
Не забываем, что стадии находятся в движении и постоянно взаимодействуют. Это и отражает круг «Тай-цзи». Джованни Мачоча выделяет в отношениях инь и ян несколько принципов.
Принципы отношений инь и ян
- Несмотря на противоположность стадий во времени и по свойствам плотности, инь и ян формируют единство и дополняют друг друга.
- Ян содержит в себе семя инь, и наоборот. Это отражено белой точкой на черном поле, и наоборот, черной точкой на белом поле.
- Ничто не бывает полностью инь или полностью ян.
- Ян превращается в инь, и наоборот.
Отношения, построенные на этих принципах, можно разделить на разные варианты взаимодействия. Понимание механизмов дает возможность управлять равновесием. Их активно используют в традиционной китайской медицине.
Четыре варианта взаимодействия инь и ян
1. Взаимное противопоставление
Инь и ян все время вытесняют друг друга. Этому процессу мир обязан своим развитием. Но есть и другой момент — они взаимообусловлены. Если с одной стороны избыток, с другой появляется недостаток.
2. Взаимозависимость
Инь и ян противоположны, но также они являются опорой друг для друга. По одиночке не существуют. «Чтобы сократиться, нужно сначала расшириться», — иллюстрирует идею Лао-Цзы в «Дао дэ Цзин».
3. Взаимное преобразование
Достигая пика развития, ян начинает преобразовываться в инь, и наоборот. «Полюс холода рождает жару. Полюс жары рождает холод», — говорится в китайском трактате «Простые вопросы».
4. Взаимное поглощение
Инь и ян не статичны, они постоянно в движении. «Убывают и возрастают подобно тому, как при чередовании сезонов происходит смена холода и жары. Или ян убывает, а инь возрастает, или инь убывает, а ян возрастает.
Если в процессе этих перемен будет превышен определенный предел и станет невозможно поддерживать заданное равновесие, то может возникнуть переполнение или опустошение одной из сторон», — пишет китайский мастер Ма Цзижень («Цигун: история, теория, практика», 2004).
Итак, что же дают все эти развернутые знания? Китайцам они дают очень даже много. Теория инь и ян пронизывает все сферы их жизни. Наиболее практично и наглядно это проявляется в медицине. По сути, вся она сводится к поддержанию баланса инь и ян. Это реально, так как абсолютно все явления классифицированы. Части тела, органы, продукты, времена года…
Осталось лишь выявить дисбаланс и ничего не напутать в рецептуре. Это тоже реально, ведь теория инь и ян одновременно проста и сложна. Попробуем в общих чертах понять, как это работает
Немного практики
«Вся китайская медицина (физиология, патология, диагностика и лечение) может быть сведена к основной, фундаментальной теории инь и ян. Любой физиологический процесс и любой симптом или признак может быть проанализирован в свете теории инь и ян», — пишет Джованни Мачоча.
По словам эксперта, любое лечебное действие находится в рамках одной из четырех стратегий:
- укрепить ян;
- укрепить инь;
- снять избыток ян;
- снять избыток инь.
Все сводится к достижению равновесия. Понять, что оно нарушено, можно по соответствующим симптомам. Разумеется, все сложно, ведь инь и ян — относительные явления.
Например, в китайской медицине есть понятия «иньского» и «янского» синдромов. Это состояние организма при перевесе одного из начал. Однако, упоминая о них, любой эксперт оговорится: чистого синдрома не бывает. Обычно признаки смешаны.
Также врач пояснит, что в одной части тела всегда будет больше инь, в другой — ян. А еще подчеркнет: эталонного баланса (например, 50 на 50) не существует. У каждого человека соотношение свое.
Диагностика может определить, чего больше или меньше относительно друг друга. Просигнализирует, что пора вмешаться, но подойти с учетом индивидуальных особенностей. Разумеется, лучше доверить это дело специалисту.
Преобладание ян
- Кожа горячая. Лицо краснеет.
- Любите пить холодное.
- Голос громкий. Много говорите.
- Моча скудная. Ее цвет темный.
- Чаще возникают запоры.
- Дышите шумно. Возможны хрипы.
- Спите, раскинув руки и ноги.
- Вы беспокойны.
- Мучает бессонница.
Преобладание инь
- Кожа холодная и бледная.
- Любите согревающие напитки.
- Голос тихий. Вы не особенно любите брать слово.
- Моча обильная. Она прозрачна.
- Чаще возникает диарея.
- Дышите поверхностно.
- Спите, свернувшись калачиком.
- Все время хочется спать. Апатичны.
Это поверхностный тест, но он дает представление о глобальном проявлении каждого из начал в человеке. Также он помогает понять главный принцип балансировки. Когда одно зашкаливает, нужно добавить другого. Важно не усугублять ситуацию. Если в организме много холода, дополнительное понижение градуса — плохая идея.
Как это проявляется на практике? Например, при «иньском» синдроме человеку не рекомендуют есть холодные продукты (не по температуре, а с точки зрения наличия инь). Тот же принцип работает и на других уровнях.
Летом, когда наступает время ян (жар), китайские врачи не советуют есть баранину. Почему? Красное мясо — «янский» продукт. При совмещении двух одинаковых начал мы получаем перебор. Результатом может стать болезнь. Если мясо еще и жареное, риски возрастают. Почему? Жарка — «янский» способ приготовления пищи. Чтобы добавить инь, стоит выбрать варку или тушение. Кстати, здесь мы рассказывали о том, как важно питаться осознанно.
Это проявление одного из принципов. Это пример его применения в одной из областей — правильном питании. Это кажется очень сложным, но на деле — просто. Все как в круге «Тай-Цзи». Когда что-то достигает апогея своего развития, оно перерождается в свою противоположность. Было очень сложным, но вдруг оказалось совсем простым…
Просто посмотрите на свою жизнь иначе. Попробуйте увидеть в неприятностях что-то хорошее. Оно точно есть. Проверено теорией, которой не одна тысяча лет. Если светлая точка во мраке так и не просматривается, возможно, нужно сменить угол зрения. Все явления хороши или плохи лишь относительно друг друга.
Инь и ян — это не про черно-белую жизнь. Вернее, про нее и не про нее… Одновременно. Эта теория учит смотреть на вещи шире. А еще она дает надежду на то, что достижение равновесия возможно. Главное — не слишком стараться его удержать. По теории инь и ян «слишком» — это не к добру. Расслабьтесь.