• 29 сентября
  • Читать 16 мин.
  • 13.23k

Сдвиг сознания: Уолден или Жизнь в лесу

Игорь Будников
Автор проекта WelcomeBackHome
Основатель Академии WelcomeBackHome, автор тренингов по саморазвитию и медитации, преподаватель йоги и пранаямы
Подпишись на нас чтобы не пропустить полезные материалы

Оформи подписку, заполнив форму ниже

К
аждый раз, когда мне было сложно и я был на грани отчаяния, я смотрел в его бесконечно глубокие глаза и открывал наугад его книгу - она всегда была под рукой. Эта книга вновь и вновь напоминала мне, что ловушка, в которой я оказался, построена мной самим - я сам выбрал такой образ жизни и страдаю по своей глупости. А его пристальный взгляд вселял уверенность, что изменить жизнь в моих руках и я смогу это сделать, как только мой разум окрепнет и одержит верх над одолевающими мой ум страстями и страхами. Так и случилось в моей жизни.
0
1

Несколько лет, когда я работал в офисе, над моим рабочим столом висела единственная фотография. Это был черно-белый портретный снимок мужчины в старомодном сюртуке с бородой и невыразимо ясными и мудрыми глазами. Устав от расспросов коллег, я отвечал, что это мой дедушка. Кажется, мне верили.



Похож? 🙂

Каждый раз, когда мне было сложно и я был на грани отчаяния, я смотрел в его бесконечно глубокие глаза и открывал наугад его книгу – она всегда была под рукой. Порой одной строки были достаточно, чтобы меня отпустило и я улыбнулся.


“Если человек смело шагает к своей мечте и пытается жить так, как она ему подсказывает, его ожидает успех, какого не дано будничному существованию.” “Способов жить существует столько же, сколько можно провести радиусов из одного центра.” “Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание.”


Эта книга вновь и вновь напоминала мне, что ловушка, в которой я оказался, построена мной самим – я сам выбрал такой образ жизни и страдаю по своей глупости. А его пристальный взгляд вселял уверенность, что изменить жизнь в моих руках и я смогу это сделать, как только мой разум окрепнет и одержит верх над одолевающими мой ум страстями и страхами.

Так и случилось в моей жизни.

Поэтому эта книга навсегда оставила след в моем сердце и я хочу, чтобы она вдохновила Вас.

Мы продолжаем рубрику “Сдвиг сознания” книгой Генри Торо “Уолден или Жизнь в лесу”.

“Книги нужны только для одного — рождать вдохновение.” Генри Торо

О чем книга?

В возрасте 27 лет, Генри Торо построил себе хижину на берегу Уолденского пруда (отсюда и название книги) и прожил там в уединении более двух лет, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни. В результате этого эксперимента родилась книга “Уолден или Жизнь в лесу”. В книге органично переплетаются повествование автора о своей уединенной жизни на природе, философские наблюдения за развитием современного общества, а также бесподобные поэтические зарисовки.

Только представьте, каким сильным разумом и решимостью должен обладать человек, чтобы в таком юном возрасте не побояться пойти наперекор принятому в обществе укладу жизни, своим примером разрушая устоявшиеся стереотипы.

Не подумайте, что он был каким-то маргиналом и пошел на такой шаг от безысходности. Наоборот. Генри Торо был хорошо образован – он закончил Гарвард и ему были открыты отличные возможности для развития в социуме и построения карьеры, однако он выбрал уединенную и простую жизнь на природе.

Мастер-класс
Красивая и ровная осанка

Удели внимание своей ровной и красивой спине: заложи основу долгой и счастливой жизни в движении, без боли и ограничений!

Все курсы

В Индии таких людей называют садху – это святые люди, отрекшиеся от материального в поисках высшего смысла в жизни. Там это давняя традиция – с древних времен тысячи людей выбирают для себя такой путь.

Но мы говорим про Америку 19-го века! Война США с Англией, “Золотая лихорадка”, гражданская война в США, борьба за отмену рабства, становление капитализма… И в это дикое время жил человека с сознанием, далеко превосходящим горизонты своих современников.

Зачем он отправился жить в лес?

Думаю, никто не ответит на этот вопрос лучше, чем написал он сам:

Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил. Я не хотел жить подделками вместо жизни – она слишком драгоценна для этого; не хотел я и самоотречения, если в нем не будет крайней необходимости. Я хотел погрузиться в самую суть жизни и добраться до ее сердцевины, хотел жить со спартанской простотой, изгнав из жизни все, что не является настоящей жизнью, сделать в ней широкий прокос, чисто снять с нее стружку, загнать жизнь в угол и свести ее к простейшим ее формам, и если она окажется ничтожной, – ну что ж, тогда постичь все ее ничтожество и возвестить о том миру; а если она окажется исполненной высокого смысла, то познать это на собственном опыте и правдиво рассказать об этом в следующем моем сочинении.”

Своим примером Генри Торо показал, что каким бы темным ни было время, можно жить по своим правилам – согласно зову своего сердца.

Можно жить хорошо и счастливо и вне общества, удовлетворяя все естественные потребности собственным трудом. Культу материального благополучия и зарождающемуся обществу потребления он противопоставил свободу от материальных забот, уединение, самодостаточность, созерцание и близость к природе.

“Если человек шагает не в ногу с остальными — это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была.”



Печально, но современники так и не смогли его оценить – для них он был как инопланетянин. За пять лет с выхода книги было продано всего две тысячи экземпляров. Зато в 20 веке книга Генри Торо стала культовой и по сей день вдохновляет тысячи бунтарей и искателей по всему миру.

Вдохновляющие цитаты из книги Генри Торо

Я получил огромное удовольствие, когда листал книгу, чтобы выбрать для Вас мои любимые цитаты из Уолдена. Но признаюсь, это было непросто: вся книга соткана из афоризмов, поражающих своей глубиной и поэтичностью.

Уолден – это концентрат мудрости. Это книга для неторопливого и вдумчивого прочтения. После каждого абзаца хочется сделать паузу, чтобы впитать в себя прочитанное.

Генри Торо с грустью наблюдал, как его современники ввязываются в крысиные бега в погоне за материальными ценностями, только чтобы к концу жизни осознать, что они прожили свою жизнь впустую.

  • “Но люди заблуждаются. Лучшую часть своей души они запахивают в землю на удобрение. Судьба, называемая обычно необходимостью, вынуждает их всю жизнь копить сокровища, которые, как сказано в одной старой книге, моль и ржа истребляют, и воры подкапывают и крадут. Это – жизнь дураков, и они это обнаруживают в конце пути, а иной раз и раньше.
  • “Большинство людей ведет безнадежное существование. То, что зовется смирением, на самом деле есть убежденное отчаяние.
  • “Мы живем низменной жизнью, мы необразованны и безграмотны; и в этом отношении я, признаюсь, не делаю большого различия между безграмотностью тех моих земляков, которые не знают азбуки, и безграмотностью тех, кто выучился читать лишь для того, чтобы читать книги для детей и слабоумных. Мы должны стремиться сравняться с достойными людьми древности, а для этого надо прежде всего узнать об их деяниях. Но мы — мелкая порода, и наши духовные взлеты ограничены столбцами ежедневных газет.
  • На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается.
  • “Быть занятым недостаточно: таковыми бывают и муравьи. Вопрос в том, чем ты занят.”
  • … богатство человека измеряется числом вещей, от которых ему легко отказаться.”
  • “Добывай пропитание так, чтобы это было не тяжким трудом, а радостью.”



Генри Торо призывает нас максимально упростить свою жизнь, отказаться от всего наносного и искусственного – бесконечных дел и забот, ритуального общения, ненужных вещей, чтобы высвобожденные время и силы обратить на наши истинные задачи – самоосознание, чтение возвышенных книг и духовную работу.


  • Сведите свои дела к двум-трем, а не сотням и тысячам; вместо миллиона считайте до полдюжины и умещайте все счета на ладони… Упрощайте же, упрощайте.
  • “Людское общество обычно чересчур доступно. Мы встречаемся слишком часто, не успевая приобрести Друг для друга новой ценности. … Мы живем в тесноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько теряем друг к другу уважение. Для подлинно важного и сердечного общения такая частота не нужна… Ценность человека не заключается в его шкуре, чтобы надо было непременно о нее тереться.
  • “Иногда летом, после обычного купанья, я с восхода до полудня просиживал у своего залитого солнцем порога, среди сосен, орешника и сумаха, в блаженной задумчивости, в ничем не нарушаемом одиночестве и тишине, а птицы пели вокруг или бесшумно пролетали через мою хижину, пока солнце, заглянув в западное окно, или отдаленный стук колес на дороге не напоминали мне, сколько прошло времени. В такие часы я рос, как растет по ночам кукуруза, и они были полезнее любой физической работы. Эти часы нельзя вычесть из моей жизни, напротив, они были мне дарованы сверх отпущенного срока. Я понял, что разумеют на Востоке под созерцанием, ради которого оставляют работу.
  • Я считаю, что мы могли бы гораздо больше доверять жизни, чем мы это делаем. Мы могли бы сократить заботы о себе хотя бы на столько, сколько мы их уделяем другим. Природа приспособлена к нашей слабости не менее, чем к нашей силе. Непрестанная тревога и напряжение, в котором живут иные люди, — это род неизлечимой болезни. Нам внушают преувеличенное понятие о важности нашей работы, а между тем, как много мы оставляем несделанным! А что, если бы мы захворали? Мы вечно настороже! Мы полны решимости не жить верой, если этого можно избежать; прожив весь день в тревоге, мы на ночь нехотя читаем молитвы и вверяем себя неизвестности. Уж очень «основательно» приходится нам жить; мы чтим наш образ жизни и отрицаем возможность перемен. Иначе нельзя, говорим мы, а между тем способов жить существует столько же, сколько можно провести радиусов из одного центра.”
  • “Мне кажется, что всякий, кто старается сохранить в себе духовные силы или поэтическое чувство, склонен воздерживаться от животной пищи и вообще есть поменьше. Обжоры – это люди в стадии личинок; в этой стадии находятся целые народы, народы без воображения и фантазии, которых выдает их толстое брюхо.”



Больше всего в Уолдене меня вдохновляют многочисленные поэтические зарисовки – о природе, о временах года, жизни птиц и зверей, лесных звуках, звездах, утреннем тумане над озером…

Даже если Вы убежденный городской житель, эта книга способна растопить Ваше сердце и пробудить в нем естественное желание быть ближе к природе.

Кто знает, может уже следующее лето Вы захотите провести, как мы – скитаться по красивейшим местам, разбивать палатку там, где застигла ночь, а утром отправиться навстречу новым приключениям!



“Беззаботно вставай с зарею и иди навстречу приключениям. Пусть полдень застает тебя всякий раз у иного озера, а ночью пусть ты повсюду будешь дома. Нигде нет полей просторнее этих, и нигде нельзя затеять лучших игр. Расти на воле, согласно своей природе, как растут осока и папоротник, которые никогда не пойдут на сено. Пусть грохочет гром; что из того, что он угрожает полям фермеров? Тебе он говорит совсем другое. Укрывайся под сенью тучи, а они пусть бегут к телегам и навесам. Добывай пропитание так, чтобы это было не тяжким трудом, а радостью. Наслаждайся землей, но не владей ею. Людям не хватает веры и мужества – вот они и стали такими: покупают, продают и проводят всю жизнь в рабстве.


“Когда я бодрствую и во мне брезжит свет – тогда и утро. Нравственное совершенствование – это попытка стряхнуть сон. Отчего людям так трудно дать отчет в делах своих и днях, как не потому, что они дремлют? Не так уже они слабы в счете. Если бы их не одолевала дремота, они успевали бы что-нибудь свершить. Для физического труда бодрствуют миллионы; но лишь один человек на миллион бодрствует для плодотворного умственного усилия и лишь один на сто миллионов – для божественной жизни, или поэзии. Бодрствовать – значит жить. Я еще не встречал человека, который вполне проснулся бы. А если бы встретил, как бы я взглянул ему в глаза?”



“Если день и ночь таковы, что ты с радостью их встречаешь, если жизнь благоухает подобно цветам и душистым травам, если она стала радостнее, ближе к звездам и бессмертию, – в этом твоя победа. Тебя поздравляет вся природа, и ты можешь благословлять судьбу. Истинная жатва каждого моего дня столь же неуловима и неописуема, как краски утренней и вечерней зари. Это – горсть звездной пыли, кусочек радуги, который мне удалось схватить.”



“В лесах мы возвращаемся к разумности и к вере. Здесь я чувствую, что на мою долю никогда не выпадет ничего дурного — ни унижения, ни бедствия (лишь бы со мной остались мои глаза), которых не могла бы поправить природа. Вот я стою на голой земле — голову мне овевает бодрящий воздух, она поднята высоко в бесконечное пространство — все низкое себялюбие исчезает. Я становлюсь прозрачным глазным яблоком; я делаюсь ничем; я вижу все; токи Вселенского Бытия проходят сквозь меня; я часть бога или его частица. И тогда имя самого близкого из друзей звучит для меня незнакомым и ничего не говорящим; брат он мне, хороший ли знакомый, и кто из нас господин, а кто слуга — все это ничтожные пустяки, глупые помехи. Я — возлюбленный красоты, ни в чем определенном не сосредоточенный и бессмертный.



“Время – всего лишь река, куда я забрасываю свою удочку. Я пью из нее, но в это время вижу ее песчаное дно и убеждаюсь, как она мелка. Этот мелкий поток бежит мимо, а вечность остается. Я хотел бы пить из глубинных источников, я хотел бы закинуть удочку в небо, где дно устлано камешками звезд. А я не умею даже считать до одного. Я не знаю и первой буквы азбуки. Я всегда сожалею, что не так мудр, как в день своего появления на свет. Ум человеческий – острый тесак, он находит путь к сокровенной сути вещей. Я не хочу работать руками больше, чем этого требует необходимость. В моей голове есть и руки и ноги. Я чувствую, что в ней сосредоточены все мои способности. Инстинкт говорит мне, что это орган, предназначенный рыть в глубину, как рыльце и передние лапы некоторых животных; я хотел бы врыться им в эти холмы. Мне кажется, что где-то здесь залегает богатейшая жила; я сужу об этом по волшебному ореховому прутику и встающему туману; здесь-то я и начну копать.”



Где купить?

Долгое время в печатном варианте книгу было найти тяжело, но, к счастью, ее недавно переиздало издательство “Азбука”. Теперь этот шедевр можно купить во всех крупных книжных магазинах и по интернету, например тут.

Для ленивых вот ссылка, чтобы читать книгу онлайн.


Но прежде чем приступить к чтению, я хотел бы, чтобы Вы прониклись этой цитатой:

“Хорошее чтение — чтение действительно хороших книг в требуемом духе — благородное дело, требующее от человека больших усилий, чем любое из принятых сейчас занятий. Для него нужна такая же подготовка, какую проходили атлеты, всецело посвящавшие себя своей цели. Книги надо читать так же сосредоточенно и неторопливо, как они писались.


P.S. Ну что, мне удалось Вас вдохновить на прочтение Уолдена? :)) Если уже читали, поделитесь в комментарии ниже своими впечатлениями!

Кстати, если Вам понравились цитаты на картинках, здесь Вы можете скачать их в хорошем качестве и поделиться с друзьями!


P.P.S. Если пропустили предыдущий выпуск рубрики Сдвиг Сознания, почитайте мой пост о книге Согъяла Ринпоче “Тибетская книга жизни и смерти”.

Игорь Будников
Автор проекта WelcomeBackHome
Комментарии 1
отменить
  • 0
    Владимир

    Хочется прочитать эту книгу Благодарю.

    Ответить