- 17 июня
- Читать 16 мин.
Развивай это качество, если хочешь вырасти духовно
Сегодня я хотел обратить внимание ещё на один важный аспект практики, который больше про практику в жизни, а не практику в медитации. Как ни крути, даже если ты медитируешь целый час, то остается еще 23 часа, когда ты просто живёшь.
Практика жизни
Помню, как после одного из своих первых ретритов пришёл на собеседование к учителю. Я был очень вдохновлен, у меня были глубокие медитации на том ретрите. Сейчас я понимаю, что тогда находился в умонастроении жадности по отношению к медитации. Да, и в отношении медитации мы тоже можем быть жадинами – хотим больше, хотим глубже, хотим-хотим-хотим. И я пришел к учителю после ретрита, как раз чтобы спросить, как мне дальше прогрессировать в практике, может, он даст мне какую-то секретную технику или что-то в этом духе. На что тот ответил, а он был очень практичный учитель, не монах, но мудрый и взрослый мужчина: «Ты знаешь, да не надо ездить на ретриты слишком уж часто. Может быть, один раз в год достаточно. Но важно в течение оставшегося года тоже практиковать. И практиковать не только медитацию – этого мало. Надо практиковать 10 парамит». Это было впервые, когда я познакомился вообще с этим понятием «10 парамит». 10 духовных качеств, 10 духовных совершенств, которые надо развивать.
Говорят, что развитие подобных качеств – это создание предпосылок, благоприятных условий для нашего духовного развития. Мы живем в кармическом мире. Простыми словами, это означает, что здесь, в этом мире, ничего не происходит просто так. На всё есть причины. Ты не можешь просто так духовно развиться, но способен создать благоприятные причины, которые будут, возможно, ускорять, возможно, не мешать твоему духовному развитию.
Это очень важное осознание, которое учитель тогда заложил в мою голову, что, помимо самой практики медитации, есть еще практика жизни и это огромный потенциал для развития этих качеств. И мы обязательно с тобой на последующих занятиях будем подробно разбирать каждое из этих качеств. Их легче всего и проще всего практиковать не в медитации, а в жизни. Опять же потому что жизнь — это 23 часа, а практика – это один час или даже меньше.
Качество, которое выведет на новый уровень

Сегодня я хочу обратить твоё внимание на одно из качеств, которое очень благоприятно будет способствовать твоей духовной практике, твоему развитию. Первое, собственно, из 10 парамит – это качество «Дана». Дана. Мы свою дочку тоже назвали Дана, чтобы напоминать себе об этом качестве. «Дана» переводится как «щедрость», «развитие умонастроения щедрости», «отдавание», «служение», «бескорыстие».
Неслучайно список 10 парамит начинается именно с Даны. Почему? В целом все хотят изменить свою жизнь, трансформировать её, выйти на новый качественный уровень жизни. Но как мы можем это сделать?
Несколько очень простых вещей:
- Заниматься очищением сознания. Это то, собственно, чем мы занимаемся в медитации.
- Вести нравственный образ жизни, придерживаться определённых нравственных принципов жизни.
- Делать добрые дела.
По большому счету всё изменение жизни сводится к этим трём пунктам: очищать сознание; делать добрые дела – не делать злых дел; практиковать нравственный образ жизни. И считается, что из этой троицы самое несложное, самое простое — это делать добрые дела, т. е. практиковать щедрость и отдавание. Это то, что доступно по большому счету всем нам. Гораздо сложнее практиковать медитацию. Гораздо сложнее вести нравственный образ жизни.
Неслучайно именно с Даны начинаются 10 парамит. Говорят, что первое, с чего надо начинать духовное развитие, – создание правильных предпосылок для последующего продвижения на пути. Это закладка хорошего и правильного фундамента. Поэтому в той традиции, в которой мы практикуем, очень важно развивать умонастроение щедрости.
Важное осознание, к которому мы приходим в процессе практики (возможно, кто-то из вас уже это начал замечать в своей жизни), что всё, что мы делаем, влияет не на внешний мир. В первую очередь это влияет на нас самих. Мы, по сути, живём в уме. Подумайте об этом. Мы живём в своем уме. Нет никакого внешнего мира — это всё наш внутренний мир. И наше внутреннее пространство ума может быть очень разное.
У кого-то это жутковатое, мрачноватое подземелье, где булькает какая-то вода, бегают мыши, ползают змеи, и очень страшно там жить, находиться в этом пространстве. У кого-то ум настолько чистый и ясный, что он живет во дворце – в красивом дворце с ухоженными газонами, парками.
Когда мы что-то делаем, то в первую очередь оказываем влияние на пространство своего внутреннего мира. Всё, что мы делаем, и хорошее, и плохое, никуда не девается. Оно всё остаётся как отпечаток в нашем уме, и это то, что продолжает жить в нас, быть с нами. Когда мы совершаем что-то по-настоящему хорошее, по-настоящему красивое и значимое, это преображает наш внутренний мир. Это то, что делает нашу жизнь более гармоничной, более спокойной, более умиротворённой. Потому что вновь и вновь вспоминаем про то хорошее, что мы сделали, и, вспоминая об этом, возвышаем свое сознание, в итоге чувствуем себя хорошо.
Обращал ли ты внимание на то, что когда мы делаем что-то хорошее, то чувствуем себя хорошо? Это та причина, почему дарить подарки приятнее, чем их получать. Потому что, когда даришь подарок, ты в первую очередь его даришь себе. Ты возвышаешь своё сознание.
И наоборот, когда делаешь что-то злое, ты в первую очередь причиняешь страдание сам себе. Если ты кого-то ударил, сделал что-то по-настоящему плохое, то в конечном счёте через какое-то время синяки человека заживут, но они останутся в твоей собственной жизни в виде воспоминаний, в виде этого отпечатка в твоём уме. И будут проходить годы, а ты будешь неизбежно помнить, вспоминать про то, чего лучше не стоило бы делать. Это будет отравлять твою собственную жизнь.
Это важнейшее осознание, на самом деле революционное: всё, что мы делаем, в первую очередь делаем в отношении самого себя. Да, наши действия направлены на внешний мир, но мы – главные выгодоприобретатели всего хорошего, что совершаем, мы — главные жертвы всего плохого, что делаем. И именно в этом контексте надо понимать развитие умонастроения щедрости.
Как развить умонастроение щедрости?

Я думаю, ты уже знаком с подходом, когда не берется какая-то фиксированная оплата или нет никакой платы, нет никакой стоимости, но предлагается сделать свободное пожертвование, оставив donation. И многие люди не понимают красоту и глубину этого инструмента. Я хочу объяснить, чтобы ты понимал, о чем тут речь на самом деле. Этот инструмент призван в человеке, в тебе стимулировать умонастроение щедрости.
Когда ты просто что-то оплачиваешь, это не приводит к культивации умонастроения щедрости.
Обрати внимание, когда ты просто что-то покупаешь, просто оплачиваешь какие-то счета, например за электричество, за сотовую связь или за хлеб в магазине, то это не приводит к культивации умонастроения щедрости.Ты находишься в своём обычном умонастроении, вполне довольно потребительском: я заплатил, мне должны. Тут нет никакого возвышения сознания.
Donation – это отличная возможность культивировать внутри себя умонастроение щедрости. Потому что, когда ты оставляешь donation, делаешь пожертвования, это всегда твоя свободная воля. Ты делаешь это намеренно. Именно намерения порождают карму. За каждым действием стоят намерения. И по большому счёту это приглашение сделать хорошее, доброе дело и создать правильное умонастроение.
Меня часто спрашивают в контексте ретритов: «Как понять, сколько правильно оставить по окончании ретрита?» И я пытаюсь донести до людей простую вещь: ты, делая donation (пожертвование), в первую очередь делаешь его для себя. Не для человека, не для организации, не для благотворительного проекта. Ты первый получаешь плоды своего действия, потому что это влияет на твоё собственное умонастроение. Поэтому оставь столько, сколько активирует в тебе это умонастроение щедрости. Это очень просто на самом деле.
Ну, смотри, у тебя бывало такое, когда на кассе в магазине выдавали сдачу копейками – копейка, 5 копеек, 10 копеек? «Извините, нет у нас других» – вот вам целый мешочек металлических денег. Было такое, что ты говорил: «Ой, оставьте». По сути, вы делали пожертвование.
Или рядом с кассой стоит бокс – помощь животным, детям, и ты небрежно эти копейки туда кинул и тут же об этом забыл. По факту ты совершил пожертвование, но сумма была настолько крошечной, что это совершенно никак не изменило твоё состояние сознания. Это не возвысило тебя. Это не то, о чём ты будешь вспоминать спустя неделю, месяц.
Смысл пожертвований заключается в том, что ты делаешь что-то для себя значимое, о чём потом сможешь вспомнить.
Вот смотрите, друзья: больше года назад я сделал пожертвование больше 1 000 000 рублей на окончание строительства ретритного центра своего учителя. И я до сих пор об этом вспоминаю. Это что-то, что до сих пор возвышает моё сознание, хотя прошло уже больше года. Это что-то, что греет моё сердце. Это что-то, что делает мой внутренний мир красивее. Это главная причина, почему мы занимаемся благотворительностью, почему эти надо заниматься всем.
Я каждый месяц занимаюсь благотворительностью. В частности, помогаю одному проекту, который кормит обездоленных людей. Зачем я это делаю? Потому что чувствую, что это возвышает моё сознание. Это то, что мне самому нужно в первую очередь.
Важно понять – мы делаем добрые дела в первую очередь потому, что нам самим это крайне нужно для того, чтобы очищать сврё сознание, возвышать его.
Поэтому сколько? У всех разные возможности, у всех разные ситуации, положения. Столько, сколько необходимо для того, чтобы возвысить твоё сознание. Столько, чтобы ты смог об этом вспомнить, улыбнуться и почувствовать — «я – хороший человек!», «я – достойный человек!».
Как делать пожертвования?

Очень важно, когда мы делаем пожертвование, совершать его необходимо из правильного умонастроения, осознавая намерения, с которыми ты это осуществляешь. Самое хорошее намерение такое: «Пусть этот дар создаст причины и условия для духовного развития других людей и меня самого». Поэтому, когда ты будешь делать пожертвование, можешь про себя сформулировать это намерение, почувствовать, что через твой добрый поступок ты создаешь причины и условия для духовного развития других людей и для себя самого, разумеется, тоже.
Развитие умонастроения щедрости – это первое качество из 10 парамит. Опять же говорят, что это самый простой способ накопить благочестие. Занятия духовной практикой, духовное развитие – это что-то, для чего нужно созреть.
Созреть в том смысле, что это великая удача вообще – заниматься практикой медитации. Это величайшая удача в жизни. Это пик карьеры в Самсаре.
И задайте себе вопрос: «А где остальные, сколько там уже? 7 или 8 млрд людей… Почему они не практикуют медитацию?»
Не у всех есть достаточный уровень хорошей кармы, благочестия для того, чтобы в первую очередь возник интерес. Не всем это интересно. Не все видят ценность. Не все понимают, зачем очищать сознание. Несколько омрачений очень сильны – увлечение, отвращение, сомнение, беспокойство.
Но важно понять, что, если у тебя хватило благочестия, чтобы вступить на этот путь, чтобы познакомиться с практикой, тебе нужно работать над пополнением твоего благочестия, чтобы продвигаться дальше. И щедрость – это самое простое, самое практичное, как можно пополнять запасы своей хорошей кармы.
В общем, друзья, я надеюсь, что вас вдохновил.
Законы кармы

Те, кто понимает, как устроены законы кармы (мы, кстати, в следующих статьях будем тоже разбирать законы кармы), знают, когда мы проявляем щедрость, когда внутри себя культивируем умонастроение щедрости, то нам открываются новые возможности и наше благосостояние растет.
Не было еще ни разу в моей жизни, в моем собственном опыте, чтобы я дал от сердца и у меня убыло. Такого никогда не происходит. Ты даешь — и к тебе приходит. Причём приходит в разы больше.
Иногда это выражается не в деньгах, а в каких-то возможностях в твоей жизни, которые раньше ты даже не подозревал, что они тебе доступны.
Если тебе интересно, как именно это работает, то я могу объяснить. Каждый из нас за эту жизнь и за прошлые жизни накопил много кармических семян, смешанных семян. Каждый из нас делал что-то хорошее, доброе, светлое и чистое. Каждый из нас делал неминуемо что-то из умонастроения неосознанности, жадности, ненависти – что-то плохое. И эти семена не дают плоды сразу, моментально. Они все лежат в мешке, в семенном банке, и ждут своего часа, чтобы проявиться в нашей жизни. И всходят те семена тогда, когда возникают подходящие условия.
Своими текущими действиями мы не только сеем новые семена, но и создаем условия для произрастания тех семян, которые уже у нас есть. И умонастроение щедрости – это когда мы отдаем, проявляем бескорыстие, служим другим людям — создаём условия для роста хороших семян, которые у нас уже заложены. И вдруг, откуда ни возьмись, наша жизнь преображается и расцветает: открываются новые двери, приходят новые возможности. Мы выходим на другой уровень собственной жизни. Почему? Потому что сами создали правильные условия для всхода самых лучших семян, которые у нас есть. Это действительно так работает. Ты можешь сам в этом убедиться, сам проверить.
Друзья, наши занятия по медитации продолжатся. Я провожу их, потому что для меня это возможность возвысить моё сознание. Я чувствую себя очень хорошо, когда делюсь подобными знаниями. Чувствую, что это наполняет моё сердце, возвышает мое сознание.
Благотворительность – это же не только про деньги. Самая высшая благотворительность — это когда мы делимся своими знаниями. Поэтому я и впредь буду записывать уроки по медитации. Это то, что возвышает моё сознание. Это моё служение. Это моя благотворительность. Поэтому я не прощаюсь. Мы продолжим практиковать Випассану, будем говорить на разные интересные темы. И надеюсь, что вы со мной, что вы продолжите этот путь.
Поэтому до следующего занятия! И сегодня у вас есть возможность практиковать щедрость – для себя в первую очередь, для возвышения собственного сознания. Увидите сами, как это отразится на вашем настроении, на вашей жизни.
Благодарю! Благодарю! Благодарю и до встречи!