- 12 декабря
- Читать 14 мин.
Даосская медитация
Даосизм – это древнекитайское религиозное учение Дао о великом пути движения всего сущего во Вселенной, достижении внутренних гармонии и равновесия мыслей и тела. Дата его возникновения относится приблизительно к VI века до н.э. и связано с именем древнекитайского философа Лао-Цзы. Имеет две основные системы – практический Дао цзя без выраженного религиозного подтекста и философско-религиозный Дао цзяо с выполнением ритуалов, чтением молитв и поклонением божествам. Именно благодаря своей практической части, представленной даосской медитацией, акупунктурой, боевыми искусствами, учение Дао приобретает все более растущую популярность на Западе. Дао цзя доступна практически каждому, а ее целительное влияние на организм и здоровье не вызывает сомнений и в большей части подтверждено наукой.
Что такое Дао — немного подробнее
Согласно учению Дао, за путь любого человека отвечает энергия ци самого человека и всех окружающих его живых существ. Китайцы считают ее жизненной силой, дающей возможность любому живому созданию выживать во Вселенной, обеспечивая энергией весь его жизненный цикл.
По представлениям даосизма человек – это микрокосм, а все его окружающее (универсум) – макрокосм. Оба они вечны, а смерть означает лишь, что душа отделяется от тела и растворяется в макрокосме. Бессмертия же можно достичь лишь на пути их гармоничного слияния. Долголетие – это основное, с чем ассоциируется даосизм в сознании современного человека, а достичь его позволяет практическая часть даосизма – медитация Дао.
Ведущую роль в нахождении гармонии даосизм отводит равновесию между мужским началом «ян» и женским – «инь». Ян отвечает за добродетель и все светлые качества, а Инь – отождествляет все темные чувства и пороки. Учение Дао предполагает обучения пути, в конце которого достигается максимальная гармония между этими началами. Также цель — избежать хаоса в судьбе. Для даосизма характерна также вера в предначертание замыслу Дао, по которому имя человека может быть занесено божествами в книгу смерти и книгу жизни. В первую книгу заносятся практически все родившиеся, список же второй весьма ограничен и содержит в себе имена людей, достойных бессмертия. Причем переход из первого списка во второй происходит, если человек занимается совершенствованием своей духовной жизни, следует пути Дао и достигает определенных результатов в познании и приобщении к первопричине всего сущего.
Основной концепцией даосизма является недеяние, т.е. не растрачивание сил на достижение материальных ценностей, не противление потоку судьбы, а направление всей духовной энергии на следование Дао. Карьера, финансовое благополучие, бытовые вопросы и служба рассматриваются, как просто проплывающие мимо облака, все усилия посвящены пути Дао к самому себе и единению с универсумом в едином космическом цикле.
Основными направлениями учения является философское и религиозное. Первое нашло свое развитие в медицине, изобразительном искусстве, литературе, боевых искусствах и др. Религиозное же породило множество богов с верховным владыкой Юйди: ему подчиняются все остальные божества, в том числе неба, земли, домашнего очага, отвечающих каждый за свою «сферу влияния».
История появления
Истоки даосизма были заложены мистическими ритуалами и шаманами царства Чу на территории Южного Китая, магическими практиками и представлениями о бессмертии царства Ци и философскими течениями северного Китая.
Наиболее вероятным основоположником даосизма считают мудреца и философа Древнего Китая Лао-цзы, который является автором основного трактата даосизма «Дао Дэ Цзин». О нем ходило много слухов и легенд, приписывался магический дар, происхождение от луча света и др. На самом деле он появился на свет в богатой семье в Лояне, работал архивариусом и умер в 517 г. до н.э., но уже с начала II века н. э. его личность стала обожествляться, вокруг его имени возник культ с изгнанием злых духов и гаданиями, а также целым Пантеоном различных божеств.
Впервые оформление даосизма в религиозное учение со своими школами и течениями произошло в 34-156 гг. Хронологически появление даосизма произошло на 5 столетий позже, чем индуизма и буддизма, поэтому Дао не могло привнести в них некоторые изначальные положения. Скорее наоборот, но китайский рационализм поставил мистику на второстепенный план, признавая жизнь и смерть, но поставив во главу учения – жизнь и ее организацию. Единственными мистическими постулатами остались вера в факты поистине фантастического долголетия – 800 и 1200 лет, а также в бессмертие, которого могут достичь праведники и отшельники. Это и есть главная отличительная особенность приближенных к Дао – стремление к бессмертию, а не к Раю, как в других религиях. Фактически, даосизм никогда не был официальной религией, но рождал множество вдохновляющих идей на творчество, подвиги и даже народные восстания. Религия переживала череду расцветов и упадков, но в настоящее время является самым распространенным религиозным течением в Китае, в котором даже существует Всекитайская Ассоциация Даосизма.
Роль медитации в Дао и ее польза
Даосский метод медитации Сю Дао – это китайский синоним понятия медитация, дословно означающий культивировать Дао. Представляет собой комплекс мероприятий для совершенствования и улучшения образа жизни. В него входят такие элементы, как:
- Собственно медитация, являющаяся одним из основных элементов учения Дао, определяющая состояние ума и влияющая на физическое и ментальное здоровье человека. Убежденность даоссов во взаимном влиянии сознания и физического состояния организма друг на друга нашла доказательства и в официальной медицине. В даосизме существует ряд комплексов медитации по направлению энергии «ци», в том числе и практика Цигун – древнекитайское искусство самостоятельной регуляции функций тела. Энергию «ци» называют основой всего сущего, гармоничный баланс Ян и Инь – конечной целью, то Цигун – проводником к этой цели, методикой для ее достижения. Практика цигун эффективна в качестве средства расслабления и активации жизненной силы, выносливости и максимальной выживаемости организма в экстремальных условиях. Именно благодаря совершенному овладению нею в процессе многолетних занятий способны длительно быть без питания, воды и даже воздуха.
- Дыхательные и физические упражнения. Кстати, гимнастика для дыхания «тай-цзи-цзюань» легла в основу техники Цигун, а также всех китайских боевых техник, как наилучший способ сосредоточения энергии «ци» для противодействия противнику за счет привлечения сил неба и земли.
- Внутренняя алхимия – направление энергии по внутренней телесной орбите.
- Сбалансированное питание с сокращением пищи и очищающим голоданием, близкое по своим принципам современной нутрициологии.
- Употребление специальных снадобий – сосновой хвои и смолы, заряженной на восходе солнца воды и др.
Целью всего этого комплекса является долголетие, жизнь без болезней, более высокий уровень развития, единение с Дао и объективное видение смысла жизни.
Медитацию в даосизме часто называют сидением в забвении, т.е абстрагированием от окружающих событийных и предметных явлений, невосприятия сигналов от органов чувств, сосредоточения и полной внутренней концентрации внимания. В практике Дао бывают такие виды сосредоточения:
- Верхний на области головы.
- Средний – в районе груди и сердца.
- Нижний – на животе.
Это формулируется, как созерцание трех божеств – энергетических центров, соответствующих чакрам в йоге. Дворцы этих божеств находятся в созвездии Большой Медведицы и символизируют единство человека и космоса.
Основные практики даосской медитации – подготовка и техника
В даосизме существуют 12 видов медитации, среди которых можно выделить три основные:
- Микроскопическая орбита – базовое упражнение духовного совершенствования. Предполагается, что орбита представлена двумя каналами, или меридианами. Управляющий канал Ян идет по позвоночнику, а функциональный Инь спереди вдоль тела. Для подготовки к Орбите достаточно дыхательной гимнастики. Техника основана на представлении энергии «ци» в виде светового шара, который мигрирует вверх по спинному меридиану и вниз по фронтальному (переднему). Путешествие по телу может происходить либо через дыхание, либо за счет внимания. Первый способ более безопасный, хотя и более медленный. Его суть состоит в том, что при вдохе энергетический шар как бы поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз. Язык при этом должен плотно прилегать к небу, чтобы не мешать потоку заряженного энергией воздуха. Заканчивается медитация на расположении шара в промежности. Данная практика направлена на обучение человека правильно распределять и наращивать энергию силы, что служит основой для увеличения биоэлектрического потенциала тела и оздоровлению всего организма.
- Даосская медитация внутренней улыбки. Основана на вере в то, что энергия и эмоции накапливаются и хранятся в органах, влияя на их состояние положительно или отрицательно. Накопившийся в большом количестве негатив вызывает перенапряжение в органе, нарушение его функций и даже полный отказ. Внутренняя улыбка помогает ослабить напряжение и увеличить жизненный потенциал не только одного органа, но и всего организма. Техника выполнения состоит в концентрации внимания на органах с визуализацией их в определенном цвете – сердце в красном, печень в зеленом, желудок в желтом, легкие и кишечник – в сером, а органы мочеполовой системы – в синем. Переходя по часовой стрелке от одного органа к другому практикующий направляет энергию очищения на микрокосмическую орбиту для ее превращения в новую чистую жизненную силу «ци».
- Шесть целительных звуков. Несмотря на свое название, по сути, являются своеобразной дыхательной гимнастикой. Звуки не вибрируют, а создаются за счет дыхания. Каждый звук связан с органами, 5-ю даосскими элементами и сезонными циклами по временам года. Шестой целительный звук обеспечивает «тройное согревание» организма – головы, сердца и живота.
Как видите, эти практики довольно сложны, понять и овладеть ими можно только под руководством опытного наставника. Для тех же, кто предпочитает более легкий и самостоятельный путь, подойдет упоминаемая ранее практика Цигун, но все-таки после обучения, пусть и краткосрочного у настоящего мастера. Техника ее выполнения может быть статичной (сидя и стоя) или динамичной. Статичный вариант практики в положении сидя состоит из таких этапов:
- Сначала следует сесть в удобную позу и убедиться, что тело сбалансировано, уравновешено и ему комфортно в этом положении.
- Затем необходимо полностью расслабиться, включая нервно-мышечную и другие системы. Особое внимание отводится дыханию, оно должно быть спокойным, легким и удлиненным.
- На следующем этапе необходимо успокоить сознание, остановить поток мыслей, отстраниться от всех проблем и эмоций, абстрагироваться от окружающей действительности.
- Сконцентрировать внимание на центре тяжести тела, который расположен на 2 дюйма (4-5 см) выше пупка, при этом энергия «ци» плавно перетекает и накапливается в этой области. В результате практикующий должен почувствовать, как она циркулирует по всему телу и наполняет его жизненной силой.
Это только один из видов практики, в общем Цигун насчитывает более 80 вариантов дыхательных техник, имеющих разное предназначение – для лечения и профилактики болезней, как медитативная практика, в китайских восточных единоборствах, для усиления и улучшения морально-этических качеств.
В заключение можно сказать, что практика даосской медитации в приложении к условиям современной западной цивилизации имеет своей целью физическое и ментальное оздоровление человека, продление активного долголетия и усиление адаптивных возможностей организма в различных стрессовых ситуациях.
Видео-урок по медитации для начинающих:
Статьи на тему медитации:
Что такое медитация Mindfulness?