- 25 марта
- Читать 14 мин.
Дхьяна
Дхьяна в переводе с санскрита означает созерцание, сосредоточение, медитацию и размышление. В более в свободной трактовке переводится, как особенная сосредоточенность на созерцаемом объекте или взаимодействие с ним. Дхьяна имеет сходные интерпретации в индуизме, буддизме и джайнизме. Согласно трактату Патанджали «Сутра-йога» является седьмой ступенью в восьмиступенчатом пути йоги, следующей за дхараной и предшествующей самадхи.
Дхьяна в йоге
В восьмиступенчатой системе совершенствования йога по представлениям Патанджали существует два уровня ступеней – внешний и внутренний. К внешним относятся первые четыре:
- Яма – характеризует отношение к окружающему и состоит в следовании предписаниям относительно того, что нужно делать и как поступать.
- Нияма – это отношение к самому себе и означает то, чего не следует делать.
- Асаны – это физические упражнения, направленные на совершенствование тела.
- Пранаяма – дыхательная практика, посредством которой йог учится управлять жизненной энергией Прана.
- Пратьяхара – это пятая стадия, которая является как бы связующим звеном между внешними и внутренними ступенями и предполагает максимальное развитие способности к концентрации внимания.
- Дхарана. Становится доступной лишь после овладения всеми предыдущими стадиями и состоит в достижении однонаправленности ума, т.е. сосредоточении в размышлениях только на одном объекте.
- Дхьяна направлена на взаимодействие с объектом с целью его максимального непрерывного познания и понимания, практически означает медитацию.
- Самадхи – полное погружение в объект, интеграция с ним в единое целое, что означает достижение конечной цели медитации – воссоединение с высшими божественными силами и растворение в них собственного сознания. Сопряжено с проникновением в тайны мироздания и осознания своего места в нем. Отмечено состоянием радости и блаженства.
Последние три внутренние ступени составляют Самьяму – приобретение опыта знания. Если Дхарана – это однонаправленное сосредоточение на объекте, а Самадхи – полное просветление, то Дхьяна – это самый сложный этап для адепта, когда он, сливаясь с объектом, находится в процессе его перманентного познания в течение 144 секунд. Дольше этого времени удерживать Дхьяну не удается.
Практика Дхьяны описана Кришной, как объяснение различных йогических практик своему ученику Арджуне (6-я глава Бхагавадгиты). В его трактовке сначала надо найти уединенную местность, расстелить циновку, покрыть ее шкурой оленя и чем-то мягким из ткани. Высота это сооружения должна быть комфортной для практикующего. Приняв удобную позу приступают к концентрации внимания на какой-нибудь точке, пытаясь обуздать мечущиеся мысли и чувства. Добившись максимального контроля над ними и телом очищают сердце от скверны.
Спина при этом должна быть выпрямлена, на одной линии с ней должны находиться шея и голова. Сосредотачивают мысленный взор на кончике носа. Это способствует успокоению ума и избавлению от любого страха. Мысли успокоенного разума сосредоточены на достижении главной цели – впусканию Бога в свое сердце при полном освобождении от тела. Только временно прекратив материальное существование, можно достичь его царства божьего и получить сверхспособности.
В других текстах хатха-йоги Дхьяна описывается, как медитация на пустоту. Дхьяна-медитация от Шивы может проводиться в любом месте и состоянии – во сне, при еде, стоя, в движении, днем и ночью. Для этого существуют пять техник Дхьяны в зависимости от объекта концентрации – кончик носа, межбровье, затылок, один из больших пальцев ног. Кстати, при медитации с фиксацией внимания на затылке результатом становится победа над смертью.
Дхьяна в буддизме, как практика концентрации и сосредоточения
Дхьяна в понимании буддистов более схожа с пятой ступенью восьмиступенчатого пути совершенствования в йоге Пратьяхарой. Ее смысл состоит в переходе от рассеянных мыслей и приема информации от органов чувств к прекращению потока чувственных восприятий и собственных внутренних состояний. Сознание избавляется от всего индивидуального и становится универсальным.
Само понятие Дхьяна в форме терминов чань и дзэн присуще китайским, японским, корейским и вьетнамским школам буддизма, распространенных на территории Китая индийским миссионером Бодхидкармой в VI веке, а затем положившим начало другим направлениям чань-буддизма.
Структура практики в буддизме довольно сложна и состоит из 8 ступеней Дхьяны, как способов созерцания, направленных на освобождение от страданий и прерывании бесконечных циклов рождений и смертей (Мокше). В некоторых школах буддизма их может быть 9. Будда Шакьямуни разделил все ступени на два уровня Дхьяны – первые четыре образных ступени (рупа) созерцания мира в форме и цветах, а также вторые четыре безобразных (ударение на о), соответствующих уровню арупа и относящихся к миру без форм и цветов. Коротко их можно охарактеризовать таким образом:
- 1-я стадия направлена на нивелирование чувственных желаний.
- 2-я ст.– это формирование рассудочного мышления.
- 3-я ст. – достижение уравновешенности и концентрации внимания.
- 4-я ст. – отрешение сознания от возможности испытывать страдания (духкха) и удовольствия (сукха).
Следующие четыре Дхьяны направлены на созерцание бесконечных пространства, сознания, абсолютной пустоты (Ничто) и неба, неподвластного восприятию или невосприятию сознанием. В Тхераведе пошли еще дальше и ввели девятую Дхьяну полного прекращения волнения частиц Дхармы, как индивидуального сознания. После освоения всеми этими ступенями йогин получает такие сверхспособности:
- Ясновидение.
- Яснослышание – возможность слышать голоса и другие звуковые вибрации, недоступные обычному слуху.
- Ясночувствование – развитие интуиции и возможность наблюдать другую реальность и объекты на расстоянии через прикосновение к чему-либо, им принадлежащему.
- Понимание языка животных.
- Чтение чужих мыслей и др.
>Подробное описание 8 Дхьян
Каждая стадия характеризуется особым психоэмоциональным состоянием, целью и результатами. Рассмотрим их более детально и наглядно:
- Первая Дхьяна, описание которой делает ее больше похожей на подготовку к концентрации или стадию подступа к концентрации, обычно состоит в преодолении отвлекающих от практики мыслей, чувственные восприятия еще остаются, но преобладают в основном те, которые исходят от объекта концентрации.
Сомнения насчет целесообразности и получения пользы от практики способствуют отсечению более праздных и повседневных мыслей. Но концентрация еще не стабильна и ее объект еще трудно постоянно держать в фокусе внимания. Постепенно сознание начинает уставать от размышлений на тему продолжать или прекратить практику, и начинающий адепт, собрав всю свою силу воли в кулак решает все-таки добиться концентрации на объекте. И вот, наконец-то появляется некоторая ясность сознания, знаменующая его переход на более высокий уровень с поступлением энергии из астрального мира.
Это прояснение сопровождается чувством радости и блаженства. Разотождествление с реальным миром на первых этапах характеризуется борьбой между кармой, возвращающей практикующего в этот мир и медитацией, направленной на достижение связи с высшими силами. Но хоть раз и кратковременно прочувствовав ясность ума при удавшейся концентрации на объекте сознание запоминает ту радость, которую он при этом испытывал и всеми силами при следующих попытках старается вновь испытать это состояние. Начало пути к освобождению уже найдено и теперь остается его поэтапно пройти. Освоение первой Дхьяны – это уже величайший прорыв! Буддисты считают, что йогин, достигший ее, перерождается на небесах низшего уровня и становится способным к овладению второй ступенью.
- Вторая Дхьяна. Направлена на постижение рассудочного однонаправленного мышления, ее освоение приводит не просто к радости, но чувству восторга и блаженства. На этой стадии никаких грубые и тонкие мысли о достижении концентрации уже не беспокоят сознание, в его фокусе находится только сам объект концентрации и сам медитирующий. Они сливаются в единое целое, что вызывает блаженство. Боги мира страстей постоянно пребывают во второй Дхьяне, а сознание адепта – в сознании Дэва.
На этом этапе важно избежать зависимости от испытываемых восторга и блаженства, что может остановиться на незаконченном пути. Карма мира страстей может вызвать сильную привязанность, поэтому стоит понимать, что конечной целью практики является бесконечное самосовершенствование и слияние с высшим космическим сознанием.
- Третья Дхьяна. Во время ее прохождения чувство восторга исчезает, остается тихое блаженство и однонаправленность ума. Проявляется мудрость, уравновешенность, осознанность и умиротворение. Желание восторга трансформируется в стремление к ясности во время предельной концентрации. Это уже очень высокий уровень – между 3-й и 4-й ступенью появляется возможность и способность к остановке дыхания и сердца.
- Четвертая Дхьяна. Знаменует новый важный этап саморазвития – пробуждение (Бодхи) с избавлением от испытания страданий и удовольствий. Это стадия законченной реализации умиротворения, различения и осознавания с полным отрешением от физического тела и остановкой дыхания. Ум предельно сконцентрирован и однонаправлен. Именно на этой стадии буддист может получать паранормальные способности, начиная растворяться в божественном сознании и бесконечном пространстве Вселенной. Но этому может препятствовать внезапно возникающий страх смерти. И тут недостаточно сказать себе: «Не бойся!». Сознание сопротивляется потере индивидуальности, которую он воспринимает как смерть. Преодолеть это состояние удается не каждому адепту.
- Пятая Дхьяна. Это стадия бесконечного пространственно-временного континуума. Продолжается на фоне углубления концентрации и однонаправленности, а также потерей способности к различению, связанной с уменьшением количества различаемых объектов. Постижение пустотности и чистоты пространства приводит к замешательству ума – кто я или что я, нет времени, нет будущего. Существует только настоящее, бывшая реальность, люди, все, что вас ранее волновало – все кажется смешным и иллюзорным.
Все мирские привязанности уходят, остается только чистое и предельно ясное осознавание, для которого не существует преград. Оно проникает через все предметы, явления, предельно расширяется и переходит на уровень сверхподсознания или первого уровня Мира без форм и цветов.
- Шестая Дхьяна. Это стадия абсолютного Ничто, отбрасывающего понятие пространства и маленького Я. Знаменует переход к медитации разбитого кувшина, которая является эзотерической характеристикой испытываемого состояния, когда сосуд индивидуального Я разбит и оно растворяется в абсолютном Ничто. Границы сознания расширяются до бесконечности и для овладения им требуется определенная смелость.
- Седьмая Дхьяна. На этой ступени Дхьяны осознавание Пустоты не зависит от ее восприятия или невосприятия сознанием. Это время без времени, Пустота без пространства, отсутствие любой индивидуальности и высшее осознание того, что ничто и нигде не существует. Это уровень Бесконечного Сознания и Великого Покоя Шанти. Существует только Сознание, которое полностью оторвано от всего материального. Адепт во время прохождения 7-й стадии может видеть серебристо-белый или золотистый свет, который становится все ярче по мере продвижения к чистому сознанию.
- Восьмая Дхьяна. Это состояние прекращения сознания, которая ведет к полной остановке колебаний Дхармо-частиц. Это состояние можно охарактеризовать как познание и непознание, когда познающий и познаваемое сливаются в единое целое. Полностью теряется субъектность и даже ощущение Пустоты. Все проваливается в темную бездну Безобъектного Сознания. Океан света исчезает, все поглощает тьма и прорваться через это состояние очень трудно.
Но если это кому-то все же удается, то он попадает в пространство, где нет ни объекта, ни субъекта и доступна предельная ясность осознавания всей божественной сущности мироздания. Тьму опять сменяет свет, но это уже свет огромного небесного сознания, под куполом которого мы находимся, которое существует само по себе и которым мы одновременно являемся. Это и есть Нирвана, или состояние полного просветления и прозрения. Испытать его удается немногим, но к нему стоит стремиться как к пути саморазвития, самосовершенствования и преодоления Сансары.
Кстати, примером получения сверхспособностей после освоения Дхьяны-медитации можно считать случай, а может просто легенду об обнаружении во время раскопок во Вьетнаме прозрачного куба с телом святого внутри. Этот монах находится в Нирване уже более 200 лет и при этом не разлагается.