- 21 марта
- Читать 10 мин.
Мокша
Мокша в переводе с санскрита означает освобождение от цепи перевоплощений, новых рождений и мучительных смертей, а также от страданий и болезней, духовных и физических ограничений плоти, существующей в материальном мире.
Понимание, что такое мокша для европейского человека, связано с целым рядом вопросов, на которые отдельные направления Восточных религий дают самые разные ответы. Главным объединяющим их началом является представление о том, что мокша – это освобождение, но вот в других аспектах существуют значительные расхождения.
Мокша в философии индуизма
Чтобы лучше ориентироваться в философских вопросах необходимо знать некоторые термины и понятия, принятые в индуизме и других Восточных религиях. К ним относятся такие:
- Сансара – круговорот перерождений, следующих одним за другим рождений и смертей.
- Карма, или судьба, на которую влияют поступки и обстоятельства не только текущей жизни, но и предыдущих существований.
- Майя – включает в себе все материальное, время, пространство и карму, т.е. те условия, в которых существует конкретный индивид.
- Атман – душа. Его иногда отождествляют с Пурушей.
- Пуруша – чистое космическое сознание.
- Пракрити – материя.
- Бхакти – преданность, любовь и служение богу.
- Брахман – Абсолют, являющийся источником жизни.
Современный человек воспринимает себя, как тело, существующее в материальном мире. Душа же скорее относится к морально-нравственным категориям мышления и поведения, подчиняется принятым в обществе моральным нормам и установленным в нем законам. Раздумья о душе и духе в суете мирских дел отходят на задний план, а вопросы о смысле жизни и цели нашего рождения задаются все реже. Но по мере приближения закономерного конца (смерти) размышления о том, что ждет нас дальше – все или ничего, заслуженное наказание или награда, делают любого из нас философом.
Мокша в философии индуизма помогает получить полное освобождение от сковывающего душу материального мира, осознать свою вечную сущность, как чистого духа, и наполниться состоянием блаженства, независимого от чувственных ощущений.
Что важно знать?
Многих приверженцев индуизма волнуют такие вопросы:
- Насколько душа сохраняет свою индивидуальность, достигнув состояния Мокши? Будет ли она помнить о том, что с ней происходило или утратит все личностное при растворении во Вселенском сознании?
- Мокша достигается только после того, как душа расстается с телом, или возможно прижизненное вхождение в это состояние, а также что характерно для человека, постигшего Мокшу?
- Можно ли повлиять позитивными поступками на прерывание негативных кармических циклов. Какова в этом роль аскезы, благотворительности и служения другим людям?
На это существующие школы индуизма дают разные ответы:
- Школа Ньяя-вайшешики. Мокша в этом случае рассматривается, как отказ от материального опыта, всех его свойств и характеристик. Благодаря этому душа освобождается от связи с телом, его ощущений и чувственных переживаний. К Мокше приходят путем следования этическим принципам и соблюдения моральных принципов еще при жизни, душа при этом не теряет свое индивидуальное Я.
- Пурва-мимансы. Эта школа трактует Мокшу, как Высшее благо, тождественное небу. Достичь его можно лишь следуя предписаниям Веды, запрограммированных в командах Ведических откровений.
- Санкхья. Мокша, как философия этого учения, означает разделение сознания (Пуруши) и первичной материи (Пракрити), т.е. возвращение Пуруши в свое изначальное чистое состояние с избавлением от ложного Эго. Эмоционально-психологические особенности души при этом полностью разрушаются. Разделение с телом означает смерть, как обязательное условие достижения Мокши.
- Адвайта-веданта Шанкара. В представлениях этого наиболее последовательно трактующего Мокшу направления реализация Атмана (Пуруши) происходит, как внезапное озарение адепта и его осознание тождества Атмана и высшего Брахмана. Этим направлением также признается ведущая роль Вед, но упор при этом делается не на императивные команды, а на Великие речения. Последние не имеют прагматического смысла, воспитательного значения, а лишь подводят человека к его внезапному прорыву в настоящую, не ложную реальность. Адвайта допускает накопление заслуг в качестве предварительного условия достижения Мокши.
Аскеза и благочестивые деяния способны изменить карму в позитивном направлении, но не выходят за ее пределы. Достичь в Шанкара полного освобождения от сансары возможно лишь при полном отождествлении с Брахманом и снятии всех индивидуальных обозначений личности. Но несмотря на свой радикализм Адвайта и Санкхья все-таки не исключают освобождения при жизни. Мокша может отменить действие кармы из всех предшествующих жизней, кроме действующей на данном завершающем цикле.
Адепт в этом случае сохраняет свое тело до самой смерти, но практически не связан с ним. Его уже не волнуют моральные и религиозные нормы и то, как его поведение с ними соотносится. Он как бы выступает в роли стороннего наблюдателя, свидетеля всего, что происходит с ним и вокруг него. Но благо и чистота следуют за ним без всяких на то усилий с его стороны, т.е. фактически адепт, достигший Мокши еще при жизни, становится носителем божественного сознания.
- Вишиста-адвайте Раманужди. Понимание Мокши этим учением наиболее близко и понятно европейскому человеку. Согласно ему, приближение к освобождению происходит постепенно в течение всей жизни за счет приобретения знаний, служения другим людям и богу (Бхакти), благих деяний и помыслов при поддержке Бога-творца. Поэтому после выхода из Сансары душа сохраняет свою индивидуальность и помнит все свои прошедшие жизни в сжатой архивированной форме.
Существует еще одно течение индуизма, так называемая Двайта, которое считает, что единение человеческой души с высшими космическими силами вообще недостижимо из-за непреодолимых различий.
В джайнизме и буддизме с понятием Мокши связано состояние нирваны. Конкретно, что в учении джайнов означает понятие Мокша, можно понять при рассмотрении его основного постулата, выраженного в совершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. По утверждению джайнов любое существо обладает индивидуальной и вечной душой, которая при освобождении от Сансары достигает всеведения, или божественного сознания.
Но доступно оно лишь аскетам, а не обычным мирянам, поэтому аскетизму придается особое значение на пути к Мокше. Джайнизм очень близок к буддизму, отличия лишь в том, что джайнисты придают намного большее значение истязаниям, как пути к искуплению, а также в том, что буддисты используют язык пали, а джайнизм – пракрит.
Кроме того, джайнисты считают, что Мокша — освобождение от любой кармы, как негативной, так и позитивной, поэтому, если вы хотите достичь освобождения от Сансары при жизни, придется избавляться не только от всего отрицательного в характере и образе жизни, но и от всех привязанностей. Именно этим объясняется приверженность джайнистов к аскетизму, чтобы любые плоды материального мира не помешали в достижении божественного блаженства.
Подытоживая, можно сказать, что Мокша, являясь одним из основных понятий Восточных религий, не однозначно в своем трактовании. В чем сходятся все трактовки, так это в том, что Мокша в философии – это состояние, прерывающее бесконечный и тягостный цикл перевоплощений и проявляющееся в единение со Вселенским началом, будь то чистое божественное или космическое сознание.
Видео-урок по медитации для начинающих:
Статьи на тему медитации:
Что такое медитация Mindfulness?