- 17 января
- Читать 15 мин.
Ненасилие в мировоззрении Толстого
Жизненная и философская концепция ненасилия Толстого Л.Н. в точной формулировке звучит, как «непротивление злу насилием». Философия ненасилия Толстого основана на идеях любви и добра, которые сами по себе являются не только противоположностью зла, но и главным оружием в борьбе с ним. Главный акцент делается не на словах непротивление злу, а на слове насилие.
Толстой считал насилие неприемлемым способом разрешения спорных вопросов в отношениях как между людьми, так и между государствами. По его концепции зло побеждает там, где существуют искажения понятия любовь или ее роль значительно ослабевает.
В этой статье мы кратко и доступно расскажем об основных положениях учения Толстого о ненасилии, истоках его возникновения и влияния на общественно-политическую жизнь не только России конца 19 – начала 20 столетия, но и на мировоззрение многих выдающихся деятелей и писателей мирового уровня, в том числе и великого общественного деятеля и философа Индии Махатмы Ганди.
Истоки учения Толстого о ненасилии
Основные положения своего философского учения о ненасилии Толстой изложил в таких произведениях, как «Исповедь», «В чем моя вера?», роман «Воскресение». На формирование концепции оказали влияние различные идеологические, религиозные и этические воззрения. В частности, взгляды писателя сформировались под воздействием таких идейно-религиозных течений, как буддизм, даосизм, ислам, брахманизм, конфуцианство, а также учений Сократа, Канта и Шопенгауэра.
Но все-таки главные принципы и положения этики ненасилия Л. Толстого были заимствованы из христианства. Идея трактовки христианства, как доктрины о непротивлении злу насилием, является для Толстого самостоятельной. Он отрицает воскрешение Христа, а его последователи не приемлют церковные догматы, но этические и нравственные взгляды христианства, в частности его основные заповеди стали основой теории ненасилия Толстого.
Главные положения концепции ненасилия Толстого Л.Н.
Ненасилие в мировоззрении Толстого основано на таких основных принципах:
- Непротивление злу насилием. Этот принцип стал основополагающим в новом учении Толстого. Он осудил государство, как орган, поддерживающий насилие и принуждение, а также церковь, благословляющую организованное принуждение. Причем это осуждение касалось не только Российского самодержавия, но и всех других без исключения государств, в том числе и так называемых демократических стран Запада. Этим отрицанием любых форм принуждения и социального неравенства учение Толстого приближается к анархизму.
- Всепрощение и неосуждение. Эти постулаты трудно совместимы с анархистскими идеями Толстого, осуждающим власть, которую он априори считал неспособной понять нужды народа. Публичное бичевание самодержавия сочеталось с непризнанием любых форм насилия, в том числе и свержения власти революционным путем. Писатель считал, что этого можно добиться мирным способом, например, массовым отказом влиятельных членов общества и более мелких «уклонистов» занимать ответственные должности в государстве.
Конечно, это вряд ли реально в условиях индустриального или постиндустриального уклада, поэтому именно эти принципы подверглись беспощадной критике со стороны Ленина. «Вождь мирового пролетариата» назвал «юродивой» проповедь непротивления злу насилием, особенно на фоне беспощадной капиталистической эксплуатации, обнищания и мучений рабочих. Рассчитывать на добровольное сложение властных полномочий правителями и отказ капиталистов от сверхприбыли довольно наивно, т.к. у них отсутствуют даже элементарные зачатки совести.
- Отказ от враждебных действий в отношениях с другими народами, который зиждется на словах Христа из Нагорной проповеди: «Возлюбите врагов ваших». Конечно, Толстой не предлагал подставить вторую щеку, но считал, что всеобщая любовь и всепрощение, являются самым эффективным «оружием» в борьбе за справедливость. Взяв за основу собственное толкование нравственных положений Евангелия, писатель считал, что очищает христианство от церковных искажений и наносных догматов.
Он предлагал ставить нравственность и морально-этические принципы во главу угла в мирном решении вопросов между государствами, государством и обществом. Возможно, эта доктрина и была бы истинной, если бы управленческие элиты ставили интересы народов своих государств выше собственных.
- Любовь к ближнему. Как ни парадоксально, но этот принцип в теории ненасилия Толстого явление вторичное, вытекающее из признания первичности нравственной чистоты и счастья в себе самом. Любовь к богу, т.е. нравственному закону в себе считается первейшей добродетелью, а любовь к ближнему – просто производное от нее. Это говорит об эгоистичности идеологии, в которой чувство сострадания и милосердия к людям рассматривается, как средство успокоения собственной совести и достижения нравственного покоя в душе. Любовь к богу и ко всему человечеству превыше любви к отдельному человеку, поскольку она не может быть избирательной. В противном случае она станет несправедливой и лицемерной, ибо не человеку судить, кто достоин любви.
В этом коренное отличие философии толстовства от учения Достоевского, который считал жалость, милосердие и любовь к отдельному человеку высшими добродетелями, через которые открывается истинный путь к богу.
- Морально-нравственное самосовершенствование. Несмотря на рационализм раннего творчества, поздний Толстой признавал высшим авторитетом в отношениях между людьми такое иррациональное по сути понятие, как человеческая совесть.
- Опрощение, т.е. максимальная нетребовательность к условиям жизни, упрощение ее уклада вплоть до вегетарианства. Употребление животной пищи считалось безнравственным, т.к. оно зиждется на убийстве.
И несмотря на увлеченность сельским хозяйством писатель проникся идеей отказа от эксплуатации животных. Максимально принципу опрощения соответствует написанный художником И. Репиным образ Толстого, как босого седовласого и длиннобородого старца в длинной крестьянской рубахе. Именно таким он лицезрел великого философа во время его знаменитых хождений в народ. При этом не следует забывать, что Толстой имел графский титул и довольно солидное состояние.
С религией у графа Толстого были довольно сложные отношения. Он считал, что мистическая составляющая догматического богословия исказила и усложнила простые и доступные разуму слова Христа, которые следует понимать не в иносказательном, а прямом смысле. Как писал Лев Николаевич, они «говорят о том, о чем говорят», ибо обращены к разуму и сердцу каждого человека. Воплощение принципа ненасилия у Толстого не сразу приобрело законченный вид.
В произведении «В чем моя вера?» он рассматривает заповедь о непротивлении злу насилием, как совершенствование идеала в общечеловеческом понимании, но в более поздних работах пишет, что невозможность противления насилием при соблюдении закона любви относится к жизненной позиции каждого конкретного человека. По его мнению, все учение Христа основано на восприятии ненасилия, как нравственного закона внутри личности, направленного не на запреты той или иной формы поведения, а на духовное совершенствование. Хотя, если вдуматься, практически все заповеди звучат, как запреты определенных действий – не убей, не укради, не возжелай, не суди и т.п.
В своем раздоре с официальной православной церковью Толстой зашел слишком далеко и это стало причиной его «отпадения» от церкви, принятого Синодом в 1901 году. В своем ответе на это решение Толстой написал, что считает церковное учение коварной ложью, а церковные таинства и обряды – грубым суеверием и колдовством, призванным скрыть истинный смысл христианского учения.
Он также заявил о своем непризнании Троицы, басни о грехопадении первого человека и кощунственной истории о рождении Бога от непорочной девы. В своей непримиримости к Церкви Толстой завещал похоронить себя без заклинаний и молитв, а на смертном одре не допускать к нему церковнослужителей.
Подытоживая, можно сказать, что термин ненасилие в мировоззрении Толстого означает невозможность борьбы со злом с применением насилия, ибо оно будет направлено прежде всего против человека, а значит против всего доброго, что дано ему от бога. Практическое воплощение принципа ненасилия Толстого> направлено прежде всего на пробуждение в человеке ростков добра и совести, т.е. собственно не на борьбу со злом и заблуждениями, а на борьбу за добро и за Бога в душе. Сделать врага другом, а зло превратить в добро – вот основная цель тактики ненасилия.
Толстовство и его роль в общественно-политической жизни России и мировой культуре
Толстовство, как религиозно-этическое учение, возникло в России в 80-х годах XIX века. В его основу легла концепция религиозно-философского учения Л.Н. Толстого. Причем оно имело не только теоретическое, но и практическое воплощение в виде колоний (культурных скитов) последователей Толстого в Тверской, Харьковской, Самарской губерниях, Закавказье. Впоследствии толстовство получило распространение в Европе, Японии, Англии, Южной Африке и Индии. Приверженцем идей Толстого был и великий Махатма Ганди.
В некоторых аспектах толстовцы пошли даже дальше самого учителя. Например, духоборы, не признавая государственно-репрессивную машину отказывались служить в армии, уничтожали оружие, отказывались от употребления не только мяса, но также алкоголя и табака.
Для толстовства характерным было освобождение от социальных, сословных и религиозных различий. Великий писатель и мыслитель принимал князей и крестьян одновременно, а его супруга водила их детей в церковь, несмотря на жестокие противоречия графа с Синодом.
Религиозные принципы толстовства отличались синкретизмом, т.е. сочетанием разнообразных философских течений. Фактически толстовство представляет собой субкультуру, основанную на рационализированном христианстве без мистицизма и затуманивающих сознание людей традиций и обрядов. Из этики христианства в качестве основополагающего был взят принцип любви и ненасилия, со всеми вытекающими из него постулатами.
Существовало два направления толстовства:
- Пропагандистское, которое занималось популяризацией учения Л.Н. Толстого, хотя тот всегда выступал против любых видов пропаганды и отказывался признавать свое «руководительство» среди последователей.
- «Сельскохозяйственное», связанное с физическим трудом и опрощением жизненного уклада. Его приверженцы селились в деревнях, где образовывали коммуны и занимались земледелием, носили крестьянскую одежду, не ели мяса и вели довольно аскетический способ жизни.
Толстовцы активно занимались просвещением народа и внедрением в сознание простых людей идей Толстого. Ими было основано издательство «Посредник», которое массово печатало произведения Толстого, Чехова, Успенского, а также пособия по гигиене, агрономии, ветеринарии. Даже в Лондоне они выпускали свою газету «Свободное слово».
Считается, что к 1917 году количество толстовцев составляло примерно 5-6 тысяч человек, хотя Толстой на начало ХХ века заявлял, что число его сторонников не превышает нескольких сотен.
В настоящее время последователи учения имеют в России свою официальную организацию «Толстовцы», а также сторонников в Западной Европе, Болгарии, Индии, Америке и Японии. Кстати в составе Российской организации насчитывается около 500 человек. Они причисляют себя к новотолстовцам, и их концепция существенно отличается от первоначальных положений.
Влияние Льва Толстого на Махатму Ганди
Лев Толстой и Махатма Ганди являлись представителями не только разных поколений, но и разных культур. До начала ХХ века они мало знали друга и практически не контактировали. Но благодаря развитию коммуникации между странами, они смогли начать переписку в 1909 году. Это было время позднего Толстого, находящегося в конце своего жизненного пути (1910 г.) и зрелого, но еще достаточно молодого Ганди.
Эта переписка имела чрезвычайно важное символическое значение для Ганди, который считал Толстого своим учителем и наставником. Основываясь на его теории непротивления злу насилием, Ганди стал идеологом и руководителем ненасильственного освобождения Индии от колониального господства Великобритании и приобретения независимости.
Толстовская концепция о непротивлении злу насилием и учение Ганди чрезвычайно близки. Особенное сближение обоих учений наблюдалось в отрицании насилия. Разница лишь в том, что Толстой основывал свою теорию на Евангелии, а Ганди почерпнул основные идеи из священных индуистских трактатов. Кроме того, их объединяла приверженность единству религиозных доктрин, выраженному в утверждении, что Бог один, хотя имена у него разные.
В автобиографии «Моя жизнь» и статьях Ганди постоянно подчеркивал, насколько большое влияние на него оказало творчество Толстого. Особенно большое впечатление произвела книга «Царствие Божие внутри нас». Как он сам писал: «Перед независимым мышлением, глубокой нравственностью и правдивостью этой книги, казалось, потускнели все другие».
Всего переписка между двумя великими мыслителями насчитывает шесть писем – по три с каждой стороны. Первым с письмом к Толстому обратился Махатма Ганди как неизвестный для него человек. Последнее шестое письмо было написано Львом Толстым незадолго до его кончины и носило скорее характер не частного обращения, а манифеста основных положений этики ненасилия Толстого. Письмо к адресату шло очень долго, Ганди получил его за несколько дней до смерти писателя и ответить своему старшему другу и учителю уже не успел.
Видео-урок по медитации для начинающих:
Статьи на тему медитации: