- 30 января
- Читать 12 мин.
Шаматха
Шаматха являет собой буддистскую практику медитации, позволяющую достичь ментального спокойствия и прояснения сознания. Тибетский буддизм включает ее в целостный комплекс медитации вместе с випашьяной. Фактически, шаматха – это действия, направленные на развитие сосредоточения разума на чем-то одном с целью подготовиться к випашьяне, как мудрости, дающей понять настоящую сущность вещей в природе, в том числе и особенности своего ума.
В переводе с санскритского шаматха обозначает пребывание в умиротворении, т.е. достижение длительного состояния однонаправленной сосредоточенности на каком-то одном объекте. Ее цель – состояние глубокого внутреннего покоя, приобретаемого за счет освобождения сознания от всех негативных эмоций, разрушающих желаний, вожделения, похоти, злых намерений, зависти, ненависти, гордыни и др.
История появления шаматхи
Появление шаматхи неразрывно связано с историей развития буддизма в Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Индии, Тибете, Непале и Монголии. Для Юго-Востока Азии характер ранний буддизм в виде тхеравады, в индийском буддизме доминирует тантра, для китайской трансформации характерен дзэн-буддизм. В каждом направлении существует множество школ и практик медитации, но нерушимыми остаются их базовые принципы – сочетание двух основных компонентов:
- Шаматхи – пошагового достижения ментального, физического и умственного покоя.
- Випашьяны – поэтапного достижения осознания и ясности ума.
Эти два элемента любой буддистской медитации дополняют друг друга и практикуются параллельно. При этом они должны находиться в равновесии без преобладания какого-либо компонента. Если покой достигается в основном за счет практики осознанности, то это уже не медитация, а отключение сознания от реальности, а если преобладает шаматха, то это уже прямой переход в состояние транса.
Но не это является конечной целью буддизма, а момент прозрения, когда сознание становится проницательным и его пониманию становится доступной истинная связь событий, составляющих основу бытия. Как результат – изменения точки зрения на чувство свободы и ее независимость от внешних обстоятельств в обыденной жизни.
В тибетском буддизме придерживаются связи шаматхи и махамудры – системы глубинной и сложной медитации, целью которой является сосредоточение на уме и его связи с пустотой, которую адепт должен научиться ощущать.
Неосознавание этой связи приводит к заблуждениям, страданиям и проблемам. Отрешение от повседневности и установление связи с невидимым миром способно даже преодолеть кармическое поведение человека, все время натыкающегося на одни и те же грабли ошибок и неверных умозаключений.
Что может быть объектом сосредоточения в шаматхе?
Шаматха основана на феномене сосредоточения (отпускания) или однонаправленной концентрации внимания на определенном объекте. При этом важно, чтобы концентрация не создавала излишнего напряжения, поэтому ее главный принцип – беспристрастность. Внимание как бы отпускает все другие объекты, просто спокойно сосредотачиваясь на одном. Достичь такого состояния невозможно без расслабления всего тела и правильного выбора объекта, которым может быть не только предметы, но и мысли, включающие размышления (памятования) о таких явлениях:
- Сам Будда.
- Дхарма – учение Будды
- Сангхе – буддийское сообщество, или община.
- Божества.
- Правила монашеского поведения – Шила.
- Смерть.
- Щедрость.
- Свое тело и его 32 части.
- Мир.
Кроме этих, в буддизме приемлемыми для медитирования признаются дополнительные 30 объектов:
- 10 касин созерцания – четыре главные стихии, четыре цвета, свет и всеобъемлющее пространство.
- 4 благих внутренних безграничных состояния брахма-вихары – доброжелательность, сострадание, сорадование и умиротворенность. Они практикуются, как противодействие равнодушию, жестокости, зависти и агрессивному поведению.
- 4 состояния брахмана.
- 4 безобразных состояния. Имеется в виду не уродливость явления, а отсутствие его образа.
В числе всех допустимых объектов для всех практикующих подходят доброжелательность и размышления о смерти. Все остальные объекты выбираются исходя от индивидуальных особенностей характера.
9 стадий шаматхи как умиротворения ума
В буддизме девяти ступеням развития шаматхи соответствует термин дхьяны, в узком смысле означающий этапы сосредоточения рассеянной мысли и ее направления вовнутрь.
Выделяют две группы ступеней дхьяны:
- 4 образные – рупа с сохранением когнитивных мыслительных образов.
- 5 безобразных (с ударением на о) – арупа, при которых имеет место поглощение когнитивного состояния некогнитивным осознанием тонкого нематериального мира.
Последовательность дхьян выглядит таким образом:
- 1-я ступень состоит из появления объекта в сознании, его фиксации и развития наблюдения за ним. При этом избавляются от любых осознанных и неосознанных негативных чувств, препятствующих концентрированию – желаний, заблуждений, сомнений, зависти, апатии, недобрых намерений. На ней дхьяна вызывает восторженные и радостные ощущения.
- 2-я ступень сопровождается развитием и углублением сосредоточенности на объекте, ослаблением привязки к рациональному мышлению. Приводит к стабилизации объекта в сознании и также сопровождается радостью и восторгом.
- 3-я дхьяна – это нахождение в сосредоточенном состоянии с меньшим эмоциональным ответом, когда восторг переходит в тихую радость.
- 4-я дхьяна – полное отрешение от сенсорного восприятия, отчуждение адепта как от страдания, так и от удовольствия. Вызывает состояние ясности сознания, готовности к принятию и осознанию випашьяны.
Следующие 5 стадий постигаемы только подготовленным разумом, находящимся в преддверии открытия дверей освобождающегося сознания. Даже их названия предполагают нахождение в мире тонких материй бесконечных пространства и восприятия, пустоты, не дифференцирующего сознания и прекращения волнений частиц дхармы.
Каждый ищет свой путь достижения просветления. Только индивидуальный опыт проб и ошибок способен полностью освободить разум для познания Истины во всем ее величии и бесконечности.
Личная практика шаматхи может быть основана на таком объекте сосредоточения, как дыхание. Это наиболее доступный и простой путь прохождения всех стадий шаматхи. Для удобства практики весь процесс медитации можно разделить на три основных этапа, именуемых гонгами:
- 1-й гонг – подготовка на уровне тела, речи, сознания. Цель – сделать адепта более восприимчивым к медитации, ослабить его тревожность и волнение. На телесном уровне принимают любую сидячую позу с выпрямленной спиной. Лучше всего подойдет поза лотос, но можно медитировать и сидя на стуле, позволяя расслабленному телу как бы висеть на прямом позвоночнике.
На речевом уровне проводят дыхательные упражнения, зажимая левой рукой левую ноздрю и вдыхая через правую, а выдыхая через левую при зажатой правой рукой правой ноздре. Затем все повторяют еще 2 раза, меняя очередность ноздрей. После этого делают по 3 вдоха и выдоха обеими ноздрями с небольшой задержкой дыхания. Эти упражнения очистят застоявшийся в легких воздух и сконцентрируют внимание на дыхании. Ум настраиваем на хорошие благие намерения и получение полезных результатов от медитации.
- 2-й гонг знаменует собственно практику Шаматхи, во время которой также внимание концентрируется на дыхании. Сначала сосредотачиваются на выдохе, который должен быть плавным, мягким и по возможности полным. Затем в таком же темпе вдыхают. Внимательно наблюдают за движением живота, стараясь в основном дышать с помощью диафрагмы. При вдохе он плавно поднимается, а при выдохе опускается.
При проблемах с дыханием следует внимательно отслеживать свое состояние, чтобы не спровоцировать, например, приступ бронхиальной астмы. Область концентрации на животе находится на два пальца выше и ниже пупка. После нескольких пробных циклов дыхания (вдох и выдох), начинают их отсчет. При счете дышим естественно, не прилагая усилий и не пытаясь контролировать процесс дыхания.
Просто считаем, начиная с 1. Можно считать до 7 с последующим возвратом к 1, можно вести счет по 10 циклов, некоторые инструкторы рекомендуют 3 раза отсчитать по 7, а затем до 21. Не следует паниковать, если какая-то неугомонная мысль сбила вас со счета – просто начните его сначала от 1. Что делать при этом с мыслью? Отпустите ее с благодарностью за то, что ваш ум способен заметить отвлечение.
- 3-й гонг – завершение медитации потягиванием и закреплением полученного опыта в повседневной жизни.
Что важно для успешной и результативной медитации шаматхи?
Для подготовки и проведения медитации следует обращать внимание на такие детали:
- Выбор правильного места. Это не должна быть кровать, лучше всего подойдет место в углу помещения. Его следует «застолбить» с помощью подушки для медитации.
- Для создания соответствующей атмосферы в комнате должен быть какой-то символ Будды, но только не его отдельная голова. Можно использовать свечу или цветок.
- Время длительности каждого сеанса медитации также имеет большое значение. Утром медитируют 30-40 минут, а перед сном 15 минут.
- Избегайте перенапряжения при концентрации внимания, иначе возможны срывы или даже галлюцинации. Струны не стоит чересчур натягивать, но и слишком ослаблять их также не следует, иначе инструмент не зазвучит во всей своей красе и благозвучии.
- Не пренебрегайте правильным питанием, отдыхом и полноценным сном. Ведь медитация требует определенных затрат энергетических ресурсов, поэтому их нужно своевременно и качественно восполнять.
Не следует слишком эмоционально переживать полученный удачный или неудачный опыт медитации. Просто не теряйте вдохновение, предвкушайте следующий сеанс и с любопытством ожидайте от него новых открытий.
Каждые два месяца желательно совершать одно- или двухдневный ретрит (удаление от социума), во время которого вас никто и ничто не будет отвлекать от погружения в практику шаматха.
Видео-урок по медитации для начинающих:
Статьи на тему медитации:
Что такое медитация Mindfulness?