- 25 марта
- Читать 10 мин.
Васана
Васана переводится с санскрита, как впечатление, предустановка, склонность к определенному поведению, привычка. Это понятие в индуизме и буддизме, означающее влияние различных поступков, склонностей и обстоятельств текущей, а также прошлых жизней на формирование кармы и действие механизма Сансары (бесконечного цикла рождений и смертей).
Васаны в понятийном плане достаточны близки к Самскарам, но отличаются от них тем, что означают скорее не сами поступки, а наклонности в поведении, в то время, как Самскары – это конкретные поступки, отпечатки из прошлого и настоящего, формирующие особенности кармического цикла каждого человека. Васаны обеспечивают переживание одного и того же или аналогичного опыта в течение круговорота Сансары, а Самскары – воздаяние кармы за каждый значимый отрицательный или позитивный поступок. Можно сказать, что Васаны и Самскары между собой соотносятся, как причина и следствие, ибо склонности поведения во многом отвечают и объясняют наши поступки. Но с другой стороны накопление похожих Самскар формирует Васаны, которые ведут к колебаниям ума (вритти). Вритти в свою очередь формируют желания, побуждающие к действию. Поэтому выяснять, что первично, а что вторично в диалектике этих понятий аналогично выяснению того, что было вначале – курица или яйцо.
Если рассматривать метафорическую структуру этих явлений, то Самскары можно представить, как атомы, объединение которых формирует молекулы кармы – Васаны.
Особый подход к понятию Васаны отмечается у Свами Сарасвати, проповедника и великого духовного учителя йоги, который описывает их, как проявившие себя или еще потенциальные желания (Клеши), формирующие основные тенденции разума. Фактически, это означает признание Васан, как основных элементов (кирпичиков), из которых построен дворец подсознательного.
Разновидности Васан
Отвечая за любое ментальное проявление тенденций ума, Васаны создают пять типов проявления сознания – правильное и неправильное знание, сон, память и фантазия. Васаны, обусловленные эгоистичными посылами, укрепляют иллюзию значимости Эго, а тенденции к его преодолению способствуют духовному развитию и стремлению к самосовершенствованию. Проявляются васаны только при наличии благоприятных для них условий в настоящей жизни. Например, если в прошлой жизни человек был склонен к стяжательству, то в текущем моменте при возникновении соблазна он не сможет ему противостоять и станет мздоимцем, или взяточником. Тем самым он в свою очередь усилит эту конкретную васану.
Среди Васан можно выделить пять групп, или основных матриц поведения и мышления:
- Авидья – неведение, или незнание.
- Асмита – эгоизм.
- Рага – страсть.
- Двеша – отвращение.
- Абхинивеша – воля к жизни.
Все эти модификации ума (Читта Вритти) находятся в постоянном взаимодействии, вплетаясь, противодействуя и подпитывая друг друга, но основной предтечей, началом этого сложного психического механизма является Авидья. На поле незнания прорастают семена всех остальных ментальных категорий.
Авидья – это то, что привлекает бессмертного Пурушу (чистое божественное сознание) к Пракрити (материи). С неведения Пуруши начинается его иллюзорное восприятие самой чистой психической части материи, так называемой Буддхи. Смотрясь в нее и наблюдая свое искаженное отражение, Пуруша парадоксальным, не поддающимся логическому объяснению образом включается в эту игру, пытаясь стать тем, чем он никогда не будет. Образно говоря, Бог вдыхает себя в прах и соединяется с Пракрити, несмотря на то, что постоянная изменчивость природы противоречит вечной и бесконечной неизменности Пуруши. Возможно, это и есть единство и борьба противоположностей.
Из Авидья развиваются все остальные Клеши (страдания). Первой рождается Асмита – иллюзорное Эго, которое Пуруша ошибочно считает собой. За ней неизменно следует Рага, страсть к получению удовольствия, которую не всегда удается удовлетворить, что в свою очередь вызывает отвращение и отторжение всего, что причиняет страдания. И вся эта психофизическая комбинация отчаянно стремится жить вечно, пребывая в постоянном страхе смерти. Желание вечного существования и является пятой матрицей Абхинивешей.
Как устранить негативные васаны?
Следует сказать, что данная классификация Васан является основополагающей. Все остальные их разновидности являются модификациями базовых Клеш. Например, страсть к удовольствиям может привести к самым негативным наклонностям – сексуальной извращенности, чревоугодию, алкоголизму и всем прочим чрезмерным желаниям. Худшим проявлением Асмиты является формирование психофизической зависимости от предмета вожделения, будь то человек, алкоголь, пища, курение или наркотики.
Можно ли полностью устранить действие Васан и навсегда изменить свою карму? К сожалению, сделать это практически невозможно, но смягчить свой кармический приговор или сузить зону его действия вполне реально. Для этого нужно добиться хотя временной ментальной тишины и соединения с чистым разумом Пурушей. А это доступно лишь в процессе медитации или после физического расставания с телом в виде его смерти, которой в общем-то никто не жаждет.
Для чего необходима ментальная тишина? Для того, чтобы успокоить ум, который в этом случае приобретает особую ясность, избавившись от игр психики. Только в этом случае перед человеком открывается доступ к знанию и свободе духа. Но этого недостаточно, чтобы полностью избавиться от всего пула предуготовленных прежними «достижениями» Васан. Ведь, например, знание о том, что курить вредно отнюдь не означает, что зависимый человек в состоянии от него отказаться.
Васаны упорно сопротивляются наступлению ментальной тишины, постоянно подпитывая колебания ума. Бороться с ним очень трудно, так как они обитают на уровне подсознания, которое недоступно и неподконтрольно обычному сознанию. Добраться до этих глубин разума, управлять Васанами и в конце сжечь их полностью может лишь очень продвинутый йогин, которому доступны тонкие уровни материи и энергии.
К сожалению, простого осознания Васан недостаточно для их устранения. Они подпитываются невероятной энергетической силой первичной материи Пракрити, поэтому необходимо бороться с их семенами в нашем подсознании. И главный инструмент в этой борьбе не знание, а психическое противодействие силе привычки. Уничтожив память о Васане в Пуруше, ее можно отправить в изначальную матрицу Пракрити. Но для этого Пуруша должен вспомнить, что он свободен, а это возможно только в ментальной тишине.
В Йога-сутрах Патанджали описал способ выхода из-под влияния Васан. Власть над ними можно получить упражнением и самоотречением, что конкретно выражается в достижении контроля над умом в Дхьяне и следовании моральным правилам Ямы и Ниямы (1-й и 2-й ступени пути йогина). Только таким путем можно очистить ум и взять под контроль Васану.
Васана — это не предначертание свыше, а то, что можно изменить или не дать проявиться. Для этого просто не стоит создавать благоприятные условия для ее реализации. Занимаясь благими деяния, не совершая неблаговидных поступков можно отсеять «ментальные» сорняки и взрастить в себе совершенные плоды духовного развития. Правильный и гармоничный жизненный путь не только убирает негативные проявления кармы, но и обеспечивает дальнейшему следование по нему в следующем воплощении.