• 18 марта
  • Читать 11 мин.

Пуруша

Автор проекта WelcomeBackHome
Основатель Академии WelcomeBackHome, автор тренингов по саморазвитию и медитации, преподаватель йоги и пранаямы

    200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку
    0
    Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите
    Ctrl+Enter

    Пуруша в переводе с санскрита означает человек, мужчина, дух. В мифологии символизирует Вселенского человека, из которого боги создали все сущее на Земле и космосе. Пуруша – это в индийской философии олицетворение единого чистого космического сознания (духа). Его рассматривают, как мужское начало сотворения Вселенной, которое, созерцая женское начало Пракрити (материю, природу), совместно с ней творит материальный мир. Каждое из этих трактований Пуруши заслуживает более подробного рассмотрения.

    Краткое содержание статьи:

    1. Пуруша в древнеиндийской мифологии
    2. Пуруша в индийской философии
    3. Немного о гунах
    4. Доказательства существования Пуруши

     

    Пуруша в древнеиндийской мифологии

    В мифологии, как уже упоминалось, Пуруша – это главный Вселенский человек. Из его частей тела богами были созданы все элементы макро- и микрокосма, а также основные ценности материальной и духовной жизни:

    • Из рта возникли брахманы.
    • Руки дали начало воинам.
    • Из бедер произошли земледельцы.
    • Из стоп родились четыре индоарийских сословия.
    • Луна произошла из мыслей Пуруши, а Солнце – из его глаз.
    • Верховных богов Индру и Агни родили уста.
    • Ветром стало дыхание Пуруши, землей – его ноги, небом – голова, воздухом – пуп, а сторонами света – уши.

    Довольно интересно сравнение Пуруши с тысячеглавым, тысяченогим и тысячеглазым космическим существом, властвующим над бессмертием и всем растущим благодаря пище. Пуруша величественен и огромен, его четвертая часть все сущее, а три остальные – все небесное и бессмертное. Столь поэтичное описание отражает могущество Пуруши, изначально заложенное в индийской мифологии.

    В дальнейшей эволюции индуистской мифологии Пуруша, имея сложные отношения взаимного рождения с женским божеством Вирадж, становится прародителем всех мужских и женских энергий, всех божеств и существ и даже самого времени.

    Пуруша в индийской философии

    Пуруша – это в философии индуизма часто является синонимом Атмана, т.е. всеобщего духовного начала. Именно его наличие отличает человека от других живых существ, живущих лишь для удовлетворения своих физических потребностей здесь и сейчас. И только человеку с его разумом свойственны духовные воззрения и стремления:

    • Мысли о завтрашнем дне и ориентация на будущее.
    • Стремление к познанию окружающего мира и того, что лежит за его пределами.
    • Мечты о бессмертии.
    • Постоянная неудовлетворенность тем, что он имеет и желание достичь большего. Это свойство отождествляет его с безграничным морем, постоянно расширяющим свои границы.
    • Рождение с уже существующими и непогашенными долгами, трактуемыми, как заложенные в каждом человеке способности, которые он должен реализовать («погасить») обучением, рождением детей, духовным развитием, самоотверженностью и другими добрыми делами.

    В более же широком смысле Пуруша соответствует чистому космическому сознанию, которое отличает особая индифферентность. Оно лишено таких параметров, как:

    • Объектность.
    • Общность.
    • Способность к перерождению.
    • Различения.

    В противопоставлении этим отсутствующим в нем свойствам основными характеристиками Пуруши являются:

    • Субъектность.
    • Изолированность.
    • Созерцательность.
    • Бездеятельность.
    • Индифферентность.
    • Пассивность в отношении гун.

    Пуруша может быть реализован только при взаимодействии с Пракрити под влиянием так называемых гун. Великий мудрец Патанджали в Йога-сутрах определяет гуны, как то, что лежит в основании всех качеств человека, связывает их между собой в единую душу. Переплетением и игрой гун объясняется все многообразие физических и ментальных проявлений. Невольно возникает аналогия с геномом и генами, определяющими организацию, структуру и функционирование любого живого организма. Нельзя точно предсказать сочетание генов при зачатии и точно также неопределенна игра гун в каждом новом перерождении человека.

    Пуруша, как чистое сознание, присутствует в любом человеке, но оно недоступно для большинства и скрыто под иллюзией Эго, сформированным гунами и индивидуальной кармой. Добраться до Вселенского сознания, осознать свое единство с ним, ощутить себя в нем и является целью йоги. Нахождение в Пуруши вне влияния гун является изначальным состоянием, получившим название Ниргуна. Именно в этом состоянии йог начинает видеть реальность такой, какая она есть на самом деле.

    Взаимодействие Пуруша и Пракрити является взаимодополняющим, ведущим человека к правильному пониманию сути вещей подобно тому, как безногий, сидя на плечах, является поводырем у слепца. Если Пуруша видит, но не может самостоятельно ходить, то Пракрити – слепа в своем Эго, но способна двигаться. Только осознав и познав их единство, человек способен научиться правильному отношению ко всему, что его окружает.

    Немного о гунах

    Гуны проявляются, как базовые качества природы (Пракрити). Всего выделяют три гуны: саттва, раджас и тамас. Их разделение основано на четырех принципах:

    • Форма движения (колебания). В этом Веды отлично согласуются с современной корпускулярно-волновой теорией квантовой физики о Вселенной, как колебаниях волн и частиц. Согласно этому принципу саттва-гуна связана с гармоническими колебаниями, раджа-гуна – с хаотическими, а тамас – с отсутствием любых форм движения. Наглядный пример раджаса – вода, представляющая собой хаотичные колебания молекул, тамас – это строго определенное расположение атомов в молекуле, а упорядоченное движение электронов вокруг атомного ядра – это саттва.
    • Энергетическое состояние. Саттва в этом случае контролируемая энергия, раджас – неконтролируемая, а тамас – ее полное отсутствие.
    • Процессы. С этой точки зрения Саттва представляет собой эволюционное равномерное развитие, раджас – творческое созидание нового через революционное изменение старого, а тамас – остановку любых процессов развития.
    • Свойства сознания, что соответствует их морально-нравственной оценке. Саттва означает благость, добродетель и служение, раджас оценивают, как страсть, желания, повышенную эмоциональность, изменчивость, а тамас приравнивается к невежеству, заблуждениям и саморазрушению. Но не все так однозначно: тамас, как состояние покоя, необходим для отдыха, а раджас – для творчества и прорывных научных достижений. Сон считается тамасичным состоянием, а творчество – раджасическим. 

    Существуют и другие аналоги гун. Например, в формуле Эйнштейна E = mc2.  Е – это энергия раджас, масса m – это тамас, а с – свет саттва. В человеке тамас представляет собой тело, саттва – ум, а раджас – жизненную силу.

    Пракрити и Пуруша, как единство и борьба противоположностей, являются основой развития физической и ментальной сферы человека. Диалектически дополняя друга, они составляют самую сокровенную тайну бытия. Если существование Пракрити и гун является наглядным и воспринимаемым обыденным сознанием, то реальность Пуруши нуждается в доказательствах.

    Доказательства существования Пуруши

    Доказательствами наличия Пуруши являются такие явления:

    • Предназначенность мироздания и психофизической составляющей человека.
    • Существование противоположностей в среде трех гун.
    • Наличие управляющего начала.
    • Необходимость существования субъекта опыта.
    • Стремление к освобождению сознания от колебаний чувств и эмоций.

    Существуют разные концепции структуры Пуруши. Одни считают его природу множественной, другие же учения йоги склоняются к его единству. Аргументы, которые приводят в пользу множественности Пуруши, выглядят таким образом:

    • Неодновременность рождений и смертей, а также различие в способностях, дарованных отдельным людям.
    • Отличия в занятиях и видах деятельности каждого индивида.
    • Преобладание разных гун у различных людей.

    Чтобы лучше понять, что такое Пуруша нужно четко уяснить, что оно не может реализовать само себя. Для того, чтобы появились его космические творения, Пуруша должен вступить в контакт с гунными способностями природы (Пракрити), психическими особенностями человека. Чистое сознание не создает чувства, не имеет отношения к желаниям, творчеству и стремлению к познанию. Но без Пуруши все эти гунные движения является бессознательными, малоосмысленными и не способными приблизить человека к выполнению предназначенной ему Высшими силами миссии.  

    Подобные понятия существуют и в других учениях, например, Инь и Ян в древнекитайской философии, где Ян олицетворяет белое мужское начало, а Инь – черное женское. Ян относится к внешнему, небесному и доброму, а Инь – к земному, внутреннему и злому.  

    Таким образом, Пуруша в йоге – это состояние чистого сознания, которое наступает после обуздания всех Вритти и заключается в полном осознании созерцателем своей истинной природы. Его невозможно описать словами, его можно только прочувствовать на своем собственном опыте и путь к нему строго индивидуален.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Игорь Будников
    Автор проекта WelcomeBackHome

      200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку

      Сообщить об опечатке

      Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

      КурсыКурсы МагазинМагазин Личный кабинетКабинет