- 18 марта
- Читать 11 мин.
Пуруша
Пуруша в переводе с санскрита означает человек, мужчина, дух. В мифологии символизирует Вселенского человека, из которого боги создали все сущее на Земле и космосе. Пуруша – это в индийской философии олицетворение единого чистого космического сознания (духа). Его рассматривают, как мужское начало сотворения Вселенной, которое, созерцая женское начало Пракрити (материю, природу), совместно с ней творит материальный мир. Каждое из этих трактований Пуруши заслуживает более подробного рассмотрения.
Пуруша в древнеиндийской мифологии
В мифологии, как уже упоминалось, Пуруша – это главный Вселенский человек. Из его частей тела богами были созданы все элементы макро- и микрокосма, а также основные ценности материальной и духовной жизни:
- Из рта возникли брахманы.
- Руки дали начало воинам.
- Из бедер произошли земледельцы.
- Из стоп родились четыре индоарийских сословия.
- Луна произошла из мыслей Пуруши, а Солнце – из его глаз.
- Верховных богов Индру и Агни родили уста.
- Ветром стало дыхание Пуруши, землей – его ноги, небом – голова, воздухом – пуп, а сторонами света – уши.
Довольно интересно сравнение Пуруши с тысячеглавым, тысяченогим и тысячеглазым космическим существом, властвующим над бессмертием и всем растущим благодаря пище. Пуруша величественен и огромен, его четвертая часть все сущее, а три остальные – все небесное и бессмертное. Столь поэтичное описание отражает могущество Пуруши, изначально заложенное в индийской мифологии.
В дальнейшей эволюции индуистской мифологии Пуруша, имея сложные отношения взаимного рождения с женским божеством Вирадж, становится прародителем всех мужских и женских энергий, всех божеств и существ и даже самого времени.
Пуруша в индийской философии
Пуруша – это в философии индуизма часто является синонимом Атмана, т.е. всеобщего духовного начала. Именно его наличие отличает человека от других живых существ, живущих лишь для удовлетворения своих физических потребностей здесь и сейчас. И только человеку с его разумом свойственны духовные воззрения и стремления:
- Мысли о завтрашнем дне и ориентация на будущее.
- Стремление к познанию окружающего мира и того, что лежит за его пределами.
- Мечты о бессмертии.
- Постоянная неудовлетворенность тем, что он имеет и желание достичь большего. Это свойство отождествляет его с безграничным морем, постоянно расширяющим свои границы.
- Рождение с уже существующими и непогашенными долгами, трактуемыми, как заложенные в каждом человеке способности, которые он должен реализовать («погасить») обучением, рождением детей, духовным развитием, самоотверженностью и другими добрыми делами.
В более же широком смысле Пуруша соответствует чистому космическому сознанию, которое отличает особая индифферентность. Оно лишено таких параметров, как:
- Объектность.
- Общность.
- Способность к перерождению.
- Различения.
В противопоставлении этим отсутствующим в нем свойствам основными характеристиками Пуруши являются:
- Субъектность.
- Изолированность.
- Созерцательность.
- Бездеятельность.
- Индифферентность.
- Пассивность в отношении гун.
Пуруша может быть реализован только при взаимодействии с Пракрити под влиянием так называемых гун. Великий мудрец Патанджали в Йога-сутрах определяет гуны, как то, что лежит в основании всех качеств человека, связывает их между собой в единую душу. Переплетением и игрой гун объясняется все многообразие физических и ментальных проявлений. Невольно возникает аналогия с геномом и генами, определяющими организацию, структуру и функционирование любого живого организма. Нельзя точно предсказать сочетание генов при зачатии и точно также неопределенна игра гун в каждом новом перерождении человека.
Пуруша, как чистое сознание, присутствует в любом человеке, но оно недоступно для большинства и скрыто под иллюзией Эго, сформированным гунами и индивидуальной кармой. Добраться до Вселенского сознания, осознать свое единство с ним, ощутить себя в нем и является целью йоги. Нахождение в Пуруши вне влияния гун является изначальным состоянием, получившим название Ниргуна. Именно в этом состоянии йог начинает видеть реальность такой, какая она есть на самом деле.
Взаимодействие Пуруша и Пракрити является взаимодополняющим, ведущим человека к правильному пониманию сути вещей подобно тому, как безногий, сидя на плечах, является поводырем у слепца. Если Пуруша видит, но не может самостоятельно ходить, то Пракрити – слепа в своем Эго, но способна двигаться. Только осознав и познав их единство, человек способен научиться правильному отношению ко всему, что его окружает.
Немного о гунах
Гуны проявляются, как базовые качества природы (Пракрити). Всего выделяют три гуны: саттва, раджас и тамас. Их разделение основано на четырех принципах:
- Форма движения (колебания). В этом Веды отлично согласуются с современной корпускулярно-волновой теорией квантовой физики о Вселенной, как колебаниях волн и частиц. Согласно этому принципу саттва-гуна связана с гармоническими колебаниями, раджа-гуна – с хаотическими, а тамас – с отсутствием любых форм движения. Наглядный пример раджаса – вода, представляющая собой хаотичные колебания молекул, тамас – это строго определенное расположение атомов в молекуле, а упорядоченное движение электронов вокруг атомного ядра – это саттва.
- Энергетическое состояние. Саттва в этом случае контролируемая энергия, раджас – неконтролируемая, а тамас – ее полное отсутствие.
- Процессы. С этой точки зрения Саттва представляет собой эволюционное равномерное развитие, раджас – творческое созидание нового через революционное изменение старого, а тамас – остановку любых процессов развития.
- Свойства сознания, что соответствует их морально-нравственной оценке. Саттва означает благость, добродетель и служение, раджас оценивают, как страсть, желания, повышенную эмоциональность, изменчивость, а тамас приравнивается к невежеству, заблуждениям и саморазрушению. Но не все так однозначно: тамас, как состояние покоя, необходим для отдыха, а раджас – для творчества и прорывных научных достижений. Сон считается тамасичным состоянием, а творчество – раджасическим.
Существуют и другие аналоги гун. Например, в формуле Эйнштейна E = mc2. Е – это энергия раджас, масса m – это тамас, а с – свет саттва. В человеке тамас представляет собой тело, саттва – ум, а раджас – жизненную силу.
Пракрити и Пуруша, как единство и борьба противоположностей, являются основой развития физической и ментальной сферы человека. Диалектически дополняя друга, они составляют самую сокровенную тайну бытия. Если существование Пракрити и гун является наглядным и воспринимаемым обыденным сознанием, то реальность Пуруши нуждается в доказательствах.
Доказательства существования Пуруши
Доказательствами наличия Пуруши являются такие явления:
- Предназначенность мироздания и психофизической составляющей человека.
- Существование противоположностей в среде трех гун.
- Наличие управляющего начала.
- Необходимость существования субъекта опыта.
- Стремление к освобождению сознания от колебаний чувств и эмоций.
Существуют разные концепции структуры Пуруши. Одни считают его природу множественной, другие же учения йоги склоняются к его единству. Аргументы, которые приводят в пользу множественности Пуруши, выглядят таким образом:
- Неодновременность рождений и смертей, а также различие в способностях, дарованных отдельным людям.
- Отличия в занятиях и видах деятельности каждого индивида.
- Преобладание разных гун у различных людей.
Чтобы лучше понять, что такое Пуруша нужно четко уяснить, что оно не может реализовать само себя. Для того, чтобы появились его космические творения, Пуруша должен вступить в контакт с гунными способностями природы (Пракрити), психическими особенностями человека. Чистое сознание не создает чувства, не имеет отношения к желаниям, творчеству и стремлению к познанию. Но без Пуруши все эти гунные движения является бессознательными, малоосмысленными и не способными приблизить человека к выполнению предназначенной ему Высшими силами миссии.
Подобные понятия существуют и в других учениях, например, Инь и Ян в древнекитайской философии, где Ян олицетворяет белое мужское начало, а Инь – черное женское. Ян относится к внешнему, небесному и доброму, а Инь – к земному, внутреннему и злому.
Таким образом, Пуруша в йоге – это состояние чистого сознания, которое наступает после обуздания всех Вритти и заключается в полном осознании созерцателем своей истинной природы. Его невозможно описать словами, его можно только прочувствовать на своем собственном опыте и путь к нему строго индивидуален.