- 17 марта
- Читать 9 мин.
Самьяма
Самьяма – это термин в йоге, обозначающий совместную практику трех последних возвышенных ступеней восьмиступенчатого пути йогина – дхараны (концентрации), дхьяны (медитации) и самадхи (сверхсознания осознанности, или сосредоточения). Описана в Йога-сутрах мудрецом Патанджали в 200-годах нашей эры.
В учении йоги самьяма служит ключом к достижению и реализации сверхъестественных (паранормальных) способностей и основным инструментом йоги в познании качеств различных объектов от самых грубых до самых тонких элементов и уровней.
Понимание значения самьямы в йогических практиках возможно лишь при рассмотрении их в единстве с другими ступенями пути. Недаром восьмиступенчатый цикл называют восьмилепестковым, в котором каждая следующая ступень появляется и развивается из распустившихся лепестков предыдущих практик.
Сам термин Самьяма в переводе с санскрита означает совершенный контроль и состоит из двух слов – Сам (совершенный) и Яма (контроль). Кстати, синонимом Самьямы является термин Саньяма, что в переводе с санскрита означает равновесие и знаменует одновременное протекание всех трех ступеней.
Место Самьямы в восьмиступенчатой системе йоги Патанджали
При рассмотрении восьми ступеней стройной системы йоги Патанджали следует учитывать два основных фактора:
- Все 8 ступеней увеличивают количество энергии в организме и направляют ее потоки из внешнего пространства во внутренний мир человека. Другими словами, все йогические практики предполагают работу с энергетическими потоками, привлекая, сохраняя их и контролируя.
- С освоением каждой следующей ступени способность к концентрации сознания усиливается.
Последовательность ступеней йоги Патанджали выглядит так:
- Первая ступень Яма – совокупность пяти правил запрета, определяющих то, что не следует делать. Если представить человека в виде сосуда, то каждая Яма является дырой, через которую энергия вытекает во внешнюю среду. Не закрыв эти дыры невозможно добиться сохранения внутренней энергии. А поступление внешней энергии благодаря эффективным практикам ее привлечения только приведет к новым проблемам в энергетическом поле человека. Поэтому первостепенной задачей каждого йога является закрытие этих дыр.
- Вторая ступень Нияма – нравственные установки одобрения, определяющие то, что следует делать. Благодаря соблюдению предписаний Ниямы сосуд, образно говоря, наполняется энергией, а вместе с ней приходит ощущение радости и счастья внутри себя. Являясь двумя сторонами контроля энергии на первичном доступном любому человеку уровне Яма-Нияма очищают тонкие энергетические каналы, гармонизируют чувства и мысли, оздоравливают организм, подготавливают человека к следующим практикам.
- Третья ступень – это Асаны. Самая известная и популярная практика йоги. В буквальном смысле означает поддержание правильной позиции тела с прямой спиной. На деле же является ступенью Хатха-йоги, направленной на физическое совершенствование тела и подготовку к медитации. Тесно связана с концентрацией внимания на внешних или внутренних объектах, направлена на улучшение контроля над физическим телом.
- Четвертая ступень Пранаяма – дыхательная практика Хатха-йоги с максимальной концентрацией на дыхании. Направлена на контроль эфирно-энергетического тела и энергетических потоков с помощью сосредоточенности на дыхательных циклах.
- Пятая ступень Пратьяхара. Направлена на отключение ощущений, поступающих от органов чувств, перенаправление потоков энергии вверх к осознанию своей Высшей истинной природы, дальнейшему усилению способности к концентрации и контролю над астральным телом.
- И только после того, как по утверждению Айенгара в Прояснениях Йоги, тело закалено асанами, ум очищен пранаямой, чувства усмирены пратьяхарой, наступает черед шестой ступени йоги и первого этапа Самьямы – Дхараны, или концентрации. Энергетические потоки во внешний мир через органы чувств уже находятся под контролем, эмоции успокоены, пришло время успокоить мысли. Объект концентрации – это сам человек и его внутренний мир. Ум наблюдает за его содержанием. Лучше всего это делать, концентрируясь на дыхании, за которым следуют потоки энергии. Чем спокойнее дыхание, тем спокойнее мышление. Цель – удержать концентрацию как можно дольше, пока не установится полный контроль над мыслями (ментальным телом).
- Седьмой этап йоги (второй в Самьяме) – Дхьяна, или медитация. Представляет глубокую концентрацию на собственной Высшей природной сущности в отдельных ее проявлениях, например, радости. Медитация выполняется сидя с прямой спиной и взглядом, направленным немного выше линии горизонта, если медитируют на природе. Все внимание сосредоточено на этом состоянии, иные чувства и мысли отсутствуют, все существо заполнено радостью познания всего сущего и осознания единства со Вселенной.
- Восьмая стадия Самадхи является продолжением медитации, закономерным развитием состояния единства с высшей Природой с растворением Эго в океане Всемогущества, Всеведения и Вездесущности. Отстраненность (освобождение) от телесной оболочки не означает потерю индивидуальности, а лишь взаимопроникновение Макро- и Микрокосма, подобно тому, как капля является частью океана, а океан содержится в каждой капле.
Достигнуть Самадхи удается немногим, как и пребывать в этом состоянии достаточно долго. Вызвано это тем, что жизненные потребности рано или поздно вторгаются в Сверхсознание созерцания и нарушают его. Поэтому считается, что полное освобождение и переход на новый уровень Сверхъестественных способностей практически невозможен, пока существует физическое тело. Хотя известны редкие случаи паранормальной левитации йогов. Поэтому стремиться к познанию всего пути йогина и Самьямы в частности является задачей любого, кто серьезно практикует йогу.
Самьяма Садхгуру – в чем ее особенности
Садхгуру Джагги Васудев – это великий индийский йогин и мистик, популяризатор нетрадиционной йоги, как науки о внутреннем мире человека. Садхгуру рассматривает Самьяму в качестве метода самопреобразования человека. С этой целью он использует наиболее важные для современной жизни йогические практики. Рассматривая йогу, как науку, ориентированную на совершенствование внутреннего устройства духовного мира человека и проявления в нем сверхъестественных способностей, он добился поразительных результатов.
Сейчас на основе созданного им благотворительного фонда Иша функционирует 250 центров, объединяющих 9 миллионов волонтеров по всему миру. Их основной задачей является распространении йоги, как духовной силы Индии, актуальной для всего человечества в его стремлении к совершенству и самопознанию.