• 16 августа
  • Читать 29 мин.

Практика осознанности Mindfulness простыми словами

Автор проекта WelcomeBackHome
Основатель Академии WelcomeBackHome, автор тренингов по саморазвитию и медитации, преподаватель йоги и пранаямы

    200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку
    0
    0
    Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите
    Ctrl+Enter

    О

    сознанность, майндфулнесс, осознанное питание, осознанный образ жизни, медитации осознанности — как часто мы слышим эти слова, но далеко не все до конца понимают, что же это означает на практике.

    Предлагаю подробно поговорить, что же такое осознанность на самом деле. Что такое техника медитации осознанности или, как ее на Западе называют, майндфулнес медитацией.

    В этой статье будет не только теория. Проведём небольшую медитацию.

    Краткое содержание статьи про медитацию Майндфулнесс:

    1. Что такое медитация Майндфулнесс?
    2. Попробуйте медитацию Mindfulness прямо сейчас
    3. Первый элемент осознанности
    4. Второй элемент осознанности
    5. Третий элемент в практике осознанности
    6. В чём конечная цель практики осознанности Mindfulness?
    7. Майндфулнесс, как способ осознать непостоянство
    8. Видео версия статьи про Майндфулнесс
    9. Онлайн курс по медитации

    Постараюсь в очень сжатой сконцентрированной форме поделиться с вами своим опытом понимания что же такое осознанность. Более того, мы не просто в очередной раз послушаем какие-то умные слова, а мы на своей практике проживем это состояние.

    Предлагаю вначале очень кратко поговорить о теории и после этого мы с вами сделаем медитацию, не очень долгую, не переживайте.

    Если до этого вы ещё не медитировали, то я поздравляю – уже скоро вы будете практиковать медитацию первый раз. Когда мы получим опыт техники Майндфулнес, мы поговорим, а что же такое осознанность.

    Я для себя выделил три важных элемента в анатомии осознанности и каждый из этих элементов важен, если убрать один из них, то это уже не осознанность, это уже что-то другое.

    После этого, мы поговорим, а зачем вообще нужна осознанность. Что это дает, как это влияет на нашу жизнь и почему мы должны практиковать медитацию? Почему так много людей на самом деле в мире практикуют медитацию?

    Что же, поехали, обо всем по порядку.

     

    Что такое медитация Майндфулнесс?

    Первое, надо немного разобраться с понятиями, очень много слов – медитация, Майндфулнесс, осознанность, часто мы еще слышим практика внимательности. И кажется, это все какие-то разные слова, но в реальности эти слова, они об одном состоянии, просто это состояние сложно как-то внятно описать одним словом, поэтому используются разные слова.

    Например, на Западе широкое распространение получило слово Майндфулнесс, и у нас в России иногда переводится вот прям так транслитерация – Майндфулнесс практика, что звучит немного не по-русски, поэтому часто в России еще говорят практика осознанности или практика внимательности. Но для расширения кругозора полезно знать откуда идут корни. Корни этой практики осознанности идут к нам с Востока и на самом деле это очень древняя практика, которой уже более чем 2600 лет.

    На Востоке эту практику называют словом «сатипаттхана», это язык пали, это древний язык, ровесник санскрита. В этом названии, на самом деле, заложена подсказка, в чем заключается суть этой практики – слово «сати» буквально переводится как память, и в контексте медитации речь идет про памятование настоящего момента.

    Приведу пример, вспомните, может быть, это было в какой-то библиотеке или где-то, вы встретили друга и начали громко друг с другом общаться. Вам делают замечание: «Эй, опомнитесь, вспомните, где вы находитесь». В этом значении памятование и что мы должны памятовать, когда мы хотим быть осознанными, мы памятуем настоящий момент. Кажется, это звучит как-то странно, но если мы понаблюдаем, то увидим, что большую часть времени дня не находимся в настоящем моменте, находимся в каких-то своих мыслях, о прошлом, о будущем.

    Причем это не просто какие-то мысли, это целая трясина из мыслей, поезда ассоциаций, одна мысль цепляет другую, другая будоражит какие-то воспоминания, это порождает эмоции. Возможно, вам знакомо состояние, когда вы не можете вспомнить, каким образом вы оказались на работе. То есть факт в том, что вы туда приехали, но не помните, как вы вели машину и ее запарковали, как собирались на работу. Почему? Потому что не было памятования настоящего момента. Своим умом, своим вниманием мы были где-то еще, в каких-то мыслях, переживаниях, страхах и т.д.

    Многие так проживают свои дни, свою жизнь. Нам кажется, что живем, но в реальности просто в таких кашах, когда человек в каком-то своем виртуальном мире, в какой-то своей вселенной, состоящей из мыслей, эмоций, переживаний и планов и т.д.

    Что значит не быть осознанным? Проживать жизнь в своей голове, в своих мыслях.

    Уже скоро мы с вами попробуем эту практику на вкус. Все эти слова, сатипаттхана, майндфул, осознанность – все это звучит так сложно, не правда ли? Кажется, что это высшая математика или запуск космических ракет, но в реальности состояние о котором мы говорим, это очень естественно.

    Давайте вместе попробуем такой эксперимент:

    Практика осознанности майндфулнесс

     

    То что мы сейчас сделали, это было несколько секунд осознанности. Это так просто, так естественно, просто быть своим вниманием в том, что реально происходит. И мы не были в каких-то мыслях, планах, переживаниях. То, что я хочу донести, что само состояние осознанности оно не сложное, оно доступно каждому человеку. Более того, по мере того как практикуемся, для нас это состояние становится более естественным и привычным. В то же самое время сама практика освоения осознанности несет в себе определенные вызовы – это путь, и на этом пути есть ловушки, есть испытания (испытание сонливостью, например, испытание физическим дискомфортом, неудобным положением тела и т.д. и т.д.) Я надеюсь, сегодня, попробовав эту практику на вкус, вы вдохновитесь продолжить идти по этому пути. Я буду очень рад!

     

    Попробуйте медитацию Mindfulness прямо сейчас

    Я подготовил аудио медитацию осознанности для начинающих – давайте попробуем помедитировать под руководством и моим голосовым сопровождением прямо сейчас. Уверяю вас,  не потребуется чего то сверхъестественного – каких то особых поз, одежды, ароматических палочек и прочих атрибутов.

    Эта медитация не займёт много времени и поможет вам вспомнить, что вы уже бывали в этом состоянии и как после него приятно находится в своём теле.

     

     

    Ну что же, друзья, я вас благодарю. Давайте сейчас постараемся разобрать, препарировать, если хотите. Анатомия осознанности, из каких элементов она состоит.

    Первый элемент осознанности

    Первый элемент – это быть в настоящем моменте. Быть сейчас, настоящий момент – это что-то, что мы слышим постоянно, разве нет?

    Часто бывает, те слова, которые мы очень часто повторяем, начинают выхолащиваться, теряется смысл. Именно по этой причине мало кто может внятно объяснить, что такое осознанность. Потому что сейчас всё про осознанность: осознанный сон, осознанный секс, осознанная еда, то, сё, пятое, десятое. Это как слова – свобода, демократия. Что это значит-то на самом деле? Мы часто слышим из каждого утюга: будь в настоящем моменте, будь сейчас.

    Мы уже говорили про то что когда ты не в настоящем моменте, то ты где? Ты в мыслях, ты в своих идеях, в своих страхах, переживаниях. Но просто быть в настоящем моменте этого недостаточно. Обратите внимание, если у вас есть какие-то домашние питомцы, или просто вспомните последний раз, когда вы видели какую-нибудь собачку или какого-то зверька. Когда вы смотрите в глаза этой собачке или кошечке, она тотально присутствует в настоящем моменте.

    Эта собачка точно не думает о прошлом и будущем. Вот как вы считаете, можно ли сказать, что собаки более осознанны чем люди? Ведь они всегда живут в настоящем моменте, у них нет прошлого, нет будущего. Но если вы приглядитесь к тому, как живут эти самые собачки, то вы увидите, что они в постоянной беготне, просто следуя за какими-то импульсами, за своим носом. Они нюхают чужие экскременты, туда-сюда бегают. Это та осознанность, к которой мы хотим прийти? Я думаю, что становится понятно, что просто быть в настоящем моменте этого недостаточно.

    Авторский курс
    Медитация с Будниковым — Просто начни

    Научись медитировать за 10 практических занятий, раскрой для себя скрытый потенциал медитации и позволь ей трансформировать свою жизнь!

    Все курсы

    Второй элемент осознанности

    Второй элемент осознанности – это способность ума исследовать, наблюдать, а что происходит сейчас в настоящем моменте? Это сила ума быть свидетелем того, что происходит. Вот обратите внимание, есть очень тонкая, но фундаментальная разница между тем, чтобы думать о чем-то. Прошу вас, подумайте сейчас о чем-то. Подумайте, например, о вашем любимом завтраке. Вот вы думаете, вот вы прям представляете. И теперь заметьте, что вы сейчас о чем-то думаете. Чувствуете это что-то тонкое, да? В первом случае мы были поглощены мыслью о завтраке. Во втором случае мы просто заметили, что сейчас в голове происходят какие-то мысли. И вот эта вот способность осознавать, что что-то сейчас происходит – это то, что мы тренируем в практике медитации.

    Это важная составная часть осознанности, потому что обычно, когда ум человека не тренирован, мы попадаем в ловушку того, что сейчас происходит. Мы становимся заложниками того, что происходит – возможно вам это знакомо. Вам в голову приходят какие-то мысли, негативные или позитивные, не так важно. Мы начинаем в эти мысли верить. Мы с ними себя отождествляем. Если шла какая-то мысль «ой у меня кончаются деньги, все плохо», то у нас из-за этого падает настроение, мы начинаем циклиться. Если к нам пришли какие-то переживания по поводу отношений, то на нас нет лица, мы целый день ходим… Я думаю, вы встречаете таких людей среди вашего круга общения. Люди, которые в своей голове, что-то там варится в котелке. Они не замечают, что вообще происходит. У них вся жизнь там в голове. Они залипли, зависли, попали в ловушку.

    Мы учимся этого не делать. Учимся создавать разрыв между тем, что происходит, переживанием и тем, кто это сейчас наблюдает. Помните вот эту метафору “Мы зритель в этом театральном зале и наблюдаем что происходит на сцене”. Но ни в коем случае не выходим туда, чтобы помочь этим актерам или дать кому-то в рожу. Нет, мы остаемся в позиции наблюдения. Позиция наблюдения – это то, что делает нас по-настоящему свободными. Когда мы зависаем в том, что происходит, мы всегда обуславливаемся. Если к нам приходит какой-то страх и мы не осознали это просто как эмоцию, как страх, то мы попались в ловушку страха. В итоге нам стало страшно.

    Ко мне приходят часто студенты и говорят: «Игорь, может ли медитация мне помочь? Я в депрессии, просто в тотальном стрессе.» Порой одним вопросом мне получается добиться вот этого щелчка, этого расщепления.

    Я, например, могу спросить: «А вот когда ты говоришь, что ты тотально в депрессии? Есть ли кто-то или что-то, кто знает о том, что ты в депрессии, стрессе и заметил это? Кто наблюдает это?» Мне отвечают – «Да, да». А вот этот кто-то или что-то, мы можем по-разному это называть: я, душа, свидетель, осознанность, сознание… слова не имеют значения… Что-то или кто-то, кто сейчас знает, что происходит депрессия или происходит стресс, или происходит ревность, или злость, вот он или это что-то, оно тоже в депрессии или нет?
    У человека возникает щелчок. Оказывается, всегда есть какая-то часть осознанности, которая не подвержена никаким состояниям и находится вне игры. Если нам удается создавать этот разрыв между наблюдающим и между тем, что происходит, то с нами всегда всё будет в порядке, потому что мы можем разотождествиться с тем, что происходит.

    Если мы можем наблюдать страх, то значит есть кто-то или что-то не объятое страхом. Если мы можем наблюдать мысли, пусть это будут какие-то ужасные мысли, то значит есть кто-то, кто сейчас свободен от этих мыслей – здесь кроется как раз свобода. Мы по мере этой практики становимся всё более и более свободными от состояний.

    Мы любим себя с чем-то отождествлять. На вопрос «Ты кто?» у нас есть готовые ответы. Говорим: «Меня зовут Игорь. Мне 35 лет, скоро будет 36. Родился там-то сям-то. Я делал то-то, се-то.»

    Есть разные уровни отождествления. Кто-то себя отождествляет с телом, девочки особенно: у меня такое тело, у меня такая форма груди, мне надо сделать нос и что-то еще – много отождествлений со своим телом. Кто-то отождествляет себя со своим умом: я умный, я не умный, у меня хорошие мысли, у меня плохие мысли. Кто-то себя отождествляет себя со своим характером: я человек, который такой-то, сякой-то. С тем, что тебе нравится, не нравится. В общем, есть много уровней отождествления.
    По мере практики медитации начинаем яснее видеть, что это поверхностный уровень – все приходит и уходит. Мысли приходят и уходят.

    А кто же мы?

    Вот это хороший вопрос и медитация призвана на этот вопрос ответить. Интересно, что ответы на все важные вопросы спрятаны там, где люди практически никогда не бывают внутри и сейчас. Люди всегда где-то своим вниманием, где-то вовне, в мыслях о прошлом, о будущем. Мы крайне редко бываем внутри и сейчас. И вот там лежат ответы на все важные вопросы.
    Но даже этого недостаточно, т.е. мы поговорили про то, что быть сейчас обязательно, но не просто быть сейчас как собака пребывает, а развивать ясное распознавание того, что происходит сейчас. Это мысли, какие-то ощущения в теле, какие-то звуки, сейчас какая-то эмоция – что сейчас происходит, какое переживание сейчас я осознаю. Но даже этого недостаточно, потому что можем ясно что-то различать, но при этом пропускать это через тот или иной фильтр.

    Есть два основных фильтра у каждого человека.

    Фильтр: «мне это не нравится и я хочу, чтобы этого не было».

    Обратите внимание, вы замечаете сейчас какие то звуки? Какое у вас к ним отношение? Приятное? А у кого неприятное? А есть тот, кого это триггерит?

    Ну какого фига, как будто каждый раз, когда я сажусь медитировать, вся вселенная хочет мне помешать: каждый раз сосед достает свою дрель, начинают орать дети. Прям в тот момент, когда я сел помедитировать.

    Очень часто у нас есть фильтр сопротивления, неприязни. Мы боремся с миром. Мы боремся с тем, что происходит. Нам это не нравится, мы хотим это изменить. Причем часто это бывает очень неосознанно и проявляется, т.к. то, что мы просто напрягаемся. Мы сидим медитируем, когда это все уже закончится. Это фильтр, который искажает наше восприятие.

    Есть другой фильтр, это фильтр: «Что-то нравится. Хотим, чтобы это продолжалось и было с нами всегда, либо чтобы это усиливалось.», например, какое-то приятное ощущение в теле. Мы в него вцепляемся – так будь со мной. Каждую следующую медитацию мы ждем, когда это приятное ощущение придет, мы хотим кайфа, я хочу куда-то улететь или чего-то, каких-то приятных переживаний. Когда мы неосознанные, то постоянно впадаем в эти реакции. Хотим того, что нам нравится и приятно. Мы не хотим, боремся с тем, что нам неприятно. Человек постоянно идет по жизни в этих двух реакциях. Если вы понаблюдаете за собой, то вы увидите, что это просто происходит постоянно. Это какая-то внутренняя прошивка человека.

    Третий элемент в практике осознанности

    Практика осознанности
    Третий важный элемент в практике осознанности – это равностность ума. Равностность ума означает свободу от реакции. Помните, в самой практике я говорил такие фразы: «Сейчас что-то происходит, всегда что-то происходит, прямо сейчас что-то происходит. Температура воздуха такая, звуки такие. Возможно у вас в ноге что-то затекло. Как вы к этому относитесь? Можете ли вы заметить это? Можете ли вы осознать, что сейчас что-то происходит, какие-то физические ощущения и мысли? Можете ли вы просто позволить этому быть, не пытаясь с этим бороться и не пытаясь это удерживать, не цепляясь?

    Практика медитации развивает способность ума соприкасаться с самыми разными переживаниями и просто позволять им быть, не впадать в эти реакции. Вот эти все три элемента – это то, из чего состоит осознанность.

    Если убрать хотя бы один из элементов, то всё начинает рассыпаться, потому что осознавать, что происходит, но идти бить морду – это не осознанность, это реакция. Не осознавать, что сейчас происходит – это не осознанность, потому что мы с этим себя отождествляем. Не быть в настоящем моменте – с этого всё начинается.

    В начале этой статьи я говорил, что мы не только разберем, что такое осознанность, но и выясним зачем нам быть осознанными. Почему все люди как одержимые носятся с этой осознанностью, с этой медитацией, зачем это нужно?

    В чём конечная цель практики осознанности Mindfulness?

     

    Медитация майндфулнесс

    В чём прикладная ценность? Вы сейчас можете спросить: ну ок, я готов быть неосознанным, нет проблем, а зачем нужна осознанность?

    Сама по себе осознанность – это не конечная цель, это очень классное состояние ума, но конечная цель заключается в другом. Осознанность постепенно ведет человека к мудрости. Мудрость – это конечная цель.
    Мудрость и счастье, которое является естественным продолжением мудрости. Когда мы говорим про мудрость в контексте медитации, это не вот эта вот мудрость, что не надо смешивать пиво с водкой (не очень хороший микс, но это тоже мудрость, она, возможно, в жизни тоже нужна), но речь идет про другие вещи.
    Смотрите, мы постепенно благодаря этой практике перестраиваем свою стратегию счастья. Чаще всего люди осознанно или неосознанно следуют по следующей стратегии: быть в погоне за тем, что приятно, и убегать и избегать того, что неприятно.

    Обратите внимание, у каждого из нас есть что-то, к чему стремимся и с чем ассоциируем свое счастье. У каждого как у музыканта есть райдер, если вы кого-то хотите пригласить, они вам скидывают: так, встреча в аэропорту должна быть на машине бизнес-класса, водичка должна быть такой-то марки, в моем номере должны быть цветы и т.д., иначе не приеду. Хоть мы здесь и не звезды, и не музыканты, у каждого то же есть райдеры, которые возможно превышают райдер какой-то рок-звезды.

    У нас куча ожиданий в отношении жизни. Ожиданий того, что должно совпасть и случиться для того, чтобы мы были счастливыми: у нас должен быть муж, муж должен нас любить, дети должны быть такие, работа должна быть такая, я должен зарабатывать столько-то. Мы думаем, что когда достигнем всего этого, то будем счастливыми. А сейчас почему мы такие? Почему? Потому что мне этого не хватает, я еще денег… я свое предназначение не нашел. Я стану счастливым, когда перееду в другую страну. Это всё происходит в голове бесконечно.

    Одновременно с этим у нас есть другой блэклист (черный список) чего в моей жизни никогда не должно происходить, вообще никогда, потому что это бесит и не нравится. Я с детства не люблю гороховую кашу, я боюсь тараканов, комаров и вообще, никогда в жизни…

    Мы живем так, чтобы привлекать к себе то, что мы хотим, и отталкивать то, что мы не хотим. Это как раз яркое проявление тех самых реакций ума. Почему и зачем мы так делаем? Убеждены на каком-то уровне глубинном, что именно по этому пути нас ждет счастье. Проблема лишь только одна: счастливым еще никто не стал, когда мы идем по этому пути.

    Опять же, почему, есть несколько причин.

    Первая причина в том, что мы приучаем свой ум быть неудовлетворенным.

    Может быть, вам это знакомо. Вы долго к чему-то шли, вы чего-то ждали, вы копили на эту сумку Louis Vuitton. И вот оно случилось, вы этого достигли, вы купили и чувствуете счастье аж целых 2 часа или целый день. Потом ваш шум говорит: «Ну ты знаешь, к этой сумке неплохо бы ещё купить туфельки, а к этой машине неплохо бы ещё купить что-то ещё.»

    Эта игра – я называю её игра в «мало», она никогда не заканчивается. Что бы ты не купил, не приобрел, ни получил – всегда мало, всегда чего-то ещё не хватает. Вот на что надо обратить внимание: не на сами объекты наших хотелок и желалок, а на то, что, когда мы идём по этой стратегии, мы тренируем свой ум постоянно быть в состоянии неудовлетворенности. Что бы мы ни получили, даже если это просто какой-то императорский дворец, вот это состояние, привычка ума быть неудовлетворенным сохраняется.
    Это всё равно что укусил комар и вы начинаете чесать в надежде, что будет меньше чесаться, но на самом деле достигаете обратного эффекта и чешется ещё больше.

    Еще одна причина почему мы не достигаем счастья, следуя по этой стратегии: нам далеко не всегда удается получить того, что мы хотим. Согласитесь, ну не всегда? Далеко не всегда нам получается оградить себя от того, чего мы не хотим.

    Например, сейчас для того, чтобы попасть в Крым, надо ехать по земле на поезде, возможно, даже на плацкарте. Как можно быть счастливым, когда ты едешь в плацкарте? Это просто невозможно.

    К чему приводит эта стратегия? Мы сужаем зону своего комфорта. Всё больше и больше условий должно совпасть, звезды должны встать так, чтобы мы просто чувствовали себя нормально. Я уж не говорю про чувствовать себя счастливым.

    Мы становимся все требовательнее к жизни, у нас всё больше ожиданий. Мы приходим в кафе, заказываем себе капучино, и тут выясняется, что у них нет миндального молока. Нам просто может испортить весь день – «Как нет миндального молока?!» Или вам приносят капучинку недостаточно горячую, это просто портит весь ваш день. Как можно жить в этом городе? Наша зона комфорта становится очень узкая. Мы становимся всё более и более обусловленными.

    Я лично знаю людей, которые не поедут в то место, куда они не могут полететь бизнес-классом, они не будут жить в отеле менее чем 5 звезд. Ну просто они вот такие.

    Им кажется, что это круто. Им кажется, что это здорово. Проблема лишь в том, что жизнь так устроена, что постоянно какие-то качели. Сейчас ты на гребне волны, потом ты не можешь продолжать образ жизни, к которому ты привык. Это приводит к тому, что люди очень сильно страдают. Страдают, когда у них не получается жить дальше по этой стратегии.

    Мы все можем почувствовать к каким эффектам это приводит.

    Обратите внимание, вспомните себя лет 15 назад. Кто-то зовёт вас на выходные на природу с палатками, и у вас нет ни палатки, ни спальника. Но вы такие: «Это классная идея». Вас не пугает перспектива комаров, того, что вы будете есть тушенку, это классная идея, это приключение, поехали.

    Представьте сейчас, на эти выходные вас друзья зовут на природу поехать.
    Вы думаете: так-так, подождите, палатки это исключено, как минимум дом на колёсах, теперь нам надо согласовать минимум. Будет кейтеринг или что?
    Чаще всего это приводит к тому, что мы никуда не едем. Представьте свою жизнь еще через 15 лет, когда вы будете следовать этой стратегии, к чему это приведет. К тому, что вы стабильно и хронически будете несчастны и неудовлетворены, потому что этот мир недостаточно хорош для вас.

    Медитация предлагает нам другую альтернативную стратегию достижения счастья. Медитация говорит: оставьте мир в покое, с миром всё в порядке, с миром всё классно. Все, чем надо заниматься, это заниматься своим умом, вот вам притча в тему.

    Один индийский царь приказал весь земной шар застелить кожей. Почему? Потому что он боялся наступить на колючку, он сказал я хочу гулять везде, где я захочу и ни в коем случае не поцарапаться. На что его советник мудрец, который скорее всего практиковал медитацию, сказал: «Знаешь, что, сделай себе кожаные сандали и оставь мир в покое». Вот это как раз про медитацию, когда мы практикуем медитацию, мы шьём себе вот эти кожаные сандали. Мы тренируем свой ум вот этой вот равностностью.

    Что такое равностность? Это способность ума соприкасаться с самыми разными переживаниями и ни от чего не вскрываться, не выбешиваться, как мы часто это делаем. Представьте тефлоновое покрытие на сковородке. От него всё отскакивает. Вы можете на нем пожарить яичницу, вы можете на нем пожарить картошку, сырники. Ничего не пригорает. Наш ум становится покрытым такой тефлоновой оболочкой.

    Мы можем оказываться в самых разных жизненных ситуациях: в плацкарте или в пятизвездочном – нам везде хорошо. Мы расширяем зону своего комфорта, становимся все более гибкими и все более свободными. Наше счастье всё меньше и меньше зависит от конкретных переживаний, за которыми мы раньше как наркоманы гонялись. Вот я хочу вот это переживание, а это переживание не хочу. Оказывается, когда наш ум равностный, мы можем быть счастливыми в самых разных условиях.

    Счастье – оно внутри, а не снаружи.

    Манйдфулнес как способ осознать непостоянство

     

    Ещё один аспект мудрости. Я про это могу часами говорить, но то, что хочу донести, вот самые базовые вещи. По мере того как мы практикуем технику осознанности, мы начинаем видеть что-то очень фундаментально важное. Даже сейчас за эту короткую медитацию вспомните, а было ли хоть что-то, что было постоянно? Какие-то может быть ощущения в теле были в течение этих 15 минут, или может быть какая-то одна мысль заноза пришла и долбила вас все 15 минут?

    Они были одинаковы или разные? Но звуки были разные, не так ли? Когда мы вглядываемся в настоящий момент, наш ум достаточно спокойный и внимательный. Начинаем видеть, что нет ничего статичного, все состоит из переживаний. Этот звук сменяется на другой, это ощущение в теле меняется на другое. Мысли приходят и уходят. Обратите внимание вы их приглашаете и увольняете или они просто приходят и уходят? То же самое эмоции, то же самое все остальное.

    Мы начинаем видеть то, что мы называем своей жизнью при ближайшем рассмотрении, распадается на тысячи осколков переживаний. Эти переживания возникают и заканчиваются. Что-то новое возникает и заканчивается, и так со всем.

    Часто мы слышим фразу «ни за что не цепляйся, всё преходяще в этом мире и нет ничего постоянного». Это такая банальность. Вы можете спросить любого прохожего человека, и он вам подтвердит «да, да, этот мир, вообще всё непостоянно». Обратите внимание, когда мы просто произносим эти фразы и это не стало частью нашего опыта, то это не меняет то, как мы живем. Зачем мы тогда так сильно цепляемся, если всё непостоянно? Почему мы так сильно страдаем, когда муж говорит, что он завел любовницу и он от вас уходит? Почему мы так сильно страдаем из-за этого? Если нас увольняют с работы, если мы теряем какие-то вещи или теряем деньги, почему мы так сильно страдаем? Понимание, что все в этом мире непостоянно, какое-то очень интеллектуальное и поверхностное.

    Практика медитации приводит к тому, что мы начинаем на своём личном непосредственном опыте проживать то, что всё действительно очень непостоянно. Сами эти переживания очень непостоянны. К чему ты здесь хочешь цепляться? Допустим, ты купил себе новую машину. Если быть внимательным, то опыт вождения машины распадается на переживания. Есть ощущение в ягодицах от контакта с кожаным креслом, есть ощущения в ладонях от контакта с рулём, есть смотрение, есть слышание, есть обоняние, какой запах в машине, есть много думания по поводу этой машины. К чему именно ты хочешь прицепиться: к ощущениям в ягодицах или в ладони?

    По мере практики начинаем видеть, что в жизни нет ничего, что может стать фундаментом чего-то постоянного и стабильного. Мы начинаем легче взаимодействовать с этой реальностью. Начинаем видеть этот мир как переживания, которые приходят и уходят. Если сейчас происходят какие-то переживания, не надо так сильно из-за этого вымораживаться, потому что оно закончится, оно конечное. Природа всех переживаний начинается и заканчивается, всё непостоянно.

    Когда это проникает на уровень внутренней глубины, приходит настоящая мудрость в контексте медитации. Мы начинаем относиться ко всему чуть спокойнее.

    Как это бывает. Вы в Тиндере познакомились просто с таким мужчиной, вы об этом мечтали весь год. У вас огромные ожидания. Через месяц оказалось, что он мерзавец. Зачем так было сильно радоваться и зачем так сильно расстраиваться. Мы начинаем спокойнее, равностнее относиться ко всему.

     

    Видео версия статьи про Майндфулнесс

    О медитации Майндфулнесс

    Ну что же, друзья, я думаю, на сегодня достаточно. Как видите, в этой практике много слоев, много глубины. Я искренне надеюсь, что эта медитация для кого-то возможно первая, но я очень надеюсь, что не последняя. Я вам настоятельно советую продолжать и сделать эту практику чем-то естественным, таким же, как чистить зубы по утрам. В своем преподавании медитации все мои курсы построены по принципу того, чтобы помочь человеку сформировать привычку медитировать.

    Без этого, к сожалению, вы не получите никакой пользы. Представьте, вы знаете как чистить зубы, но не чистите. Сколько пользы получаете из своих знаний? Я думаю не так много. Медитация то же самое. Это честная практика. Чем больше вы туда вкладываетесь, тем больше вы получаете пользы и лучше всего практиковать регулярно.

    У меня есть курс для новичков, он называется «Просто начни». Говорящее название, он состоит из 10 уроков. Это курс бесплатный, и он в реально качественный. Его прошли уже много людей. Я вам советую не откладывать, на него подписаться и просто потихонечку привносить практику в свою жизнь. Всего 15 минут каждый день вы будете чувствовать, как в этой практике есть накопительный эффект.

    Авторский курс
    Медитация с Будниковым — Просто начни

    Научись медитировать за 10 практических занятий, раскрой для себя скрытый потенциал медитации и позволь ей трансформировать свою жизнь!

    Все курсы

    Если вы вдохновитесь пойти дальше, есть курс «Просто продолжи». Он состоит из 30 занятий и тогда вы точно уже сформируете привычку медитировать – ссылка на курс.

    Друзья, помимо онлайн обучения, вы также можете приехать на одну из моих живых программ. Я провожу регулярные программы в своем ретритном центре. Это в первую очередь как раз-таки обучение медитации в таком более углубленном формате. Но кроме ретритов по медитации также есть самые разные другие и творческие, и оздоровительные программы. Посмотрите по ссылке ниже какие будут следующие программы. Может быть, что-то вам откликнется.

    В заключении хотел по традиции поблагодарить всех за поддержку моего творчества, за лайки и комментарии. Меня это вдохновляет продолжать делиться. Сегодня, возможно, для многих была первая медитация и мне интересно как она прошла.

    Поделитесь, пожалуйста, в комментариях как это было. Если у вас есть какие-то вопросы по этой технике, вообще по медитации, то тоже напишите. Я выберу несколько самых частых вопросов и в одном из следующих видео на них подробно отвечу.

    На этом я с вами прощаюсь. Надеюсь, методика медитации Майндфулнесс с вами не прощается. Благодарю! До новых встреч.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Игорь Будников
    Автор проекта WelcomeBackHome
    Комментарии 0
    отменить

      200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку

      Сообщить об опечатке

      Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

      КурсыКурсы МагазинМагазин Личный кабинетКабинет